Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

Одни (К).А. Бельчиков, например) понимают их как синонимичные понятия [Стилистика и литературное редактирование: Учебник 2007: 126]. Другие различают художественный стиль и язык художественной литературы и отмечают, что понятие «язык художественной литературы» является более широким по отношению к понятию художественного стиля: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей обычно представлены другие стили, в первую очередь разговорный. Если в авторской речи в основном соблюдаются нормы литературного языка, то в речи персонажей возможны ошибки, просторечия, диалектизмы, жаргонная и даже обсценная (ненормативная) лексика. Целью этого намеренного нарушения норм литературного языка является, главным образом, речевая характеризация персонажа [Русский язык 2004: 536]. 3. Специфические черты художественного стиля Особенностью художественного стиля является высокая образность и главенство эстетической функции языка: в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире - художественный текст создает свой собственный, образный мир, преодолевая автоматизм восприятия текста через использование специальных выразительных средств. Этими выразительными средствами являются тропы (обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение и т.д.), фигуры речи (анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос), ритм, рифма , используемые преимущественно в поэтическом произведении. 4. Положение художественного стиля в стилевой парадигме русского языка Изобразительность содержания и «установка на выражение» противопоставляют художественную речь всем остальным функциональным стилям. Такая функциональная противопоставленность является аргументом для невключения языка художественной литературы в стилевую парадигму русского языка. Это позиция многих специалистов (И.В. Арнольд, ВД . Бондалетов, А.И. Горшков, О.А. Крылова, Л.А. Новиков, Ю.С. Степанов, Д.Н. Шмелев и др.). Другие ученые (Л.И. Баранникова, Р.А. Будагов, А.Н. Васильева, И.Р. Гальперин, Б.Н. Головин, А.И. Ефимов, М.Н. Кожина и др.) придерживаются иной точки зрения: не только художественный, но и каждый из других стилей функционально уникален в рамках стилевой парадигмы, так что каждый из языковых стилей образует какую-то особую систему [Москвин 2006 б: 71]. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz