Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

- Что там за шум? - Да это Костя с ребятишками возится (устраивать шумные игры); Мальчишки! Перестаньте там возиться! Почему до сих пор не спите? (устраивать шумные игры, вести себя неспокойно); Что ты там возишься? Замерз, что ли? Хочешь дам еще одно одеяло? (вести себя неспокойно, шевелиться, переворачиваясь с боку на бок); Игорь целыми днями возится со своими учениками: то у них вечер, то у них клуб, то в поход идут, то альбом делают (активно общаться, уделять много внимания, помогать, руководить, опекать); - Где Виктор? —Д а там, во дворе, полдня уж со своим мотоциклом возится (проявлять заботу, чинить, выполнять кропотливую работу); Все еще возитесь со своей задачкой? Ее за пять минут решить можно (делать что-то слишком медлительно, малопродуктивно); Смотри, шарф-то у тебя из рукава выскочил, возится по полу. Ну вот, извозил так, что теперь не отстирать (грязниться, грязнить). В стилистике разговорной речи приходится говорить не столько о маркированной лексике, сколько о стилистически маркированных значениях общеупотребительных слов. Как следствие внутристилистической полисемии необходимо рассматривать и такое явление разговорной речи, как широкая внутристилистическая синонимия. 3. Активность эмоционально-оценочных значений, которая приводит к превращению синонимов в антонимы: Скоро твои визитеры уйдут? Сейчас гости начнут собираться; Господи! Если бы он играл! А то ведь пиликает с утра до ночи; Разве это лошадь? Я на такой кляче не поеду; 4. Преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактной лексики и терминов; 5. Частое использование фразеологизмов; 6. Образование авторских неологизмов. Неологизмы, или потенциальные слова, - слова, которые можно закономерно образовать по существующей в языке модели, но которые тем не менее неупотребительны и могут окказионально появляться в речи одного или другого человека по ситуации речи. Ср.: студентня, подростня (ср. модель - солдатня, шоферня). 4. Словообразовательные и морфологические особенности разговорного стиля 1. Активность словообразования в среде существительных со значением лица или группы лиц (-л- ( заводила ); -х- {неумёха), -ун- 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz