Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.

одно и то же слово может обозначать разные термины: например, операция — в экономике и медицине [Костомаров 2005: 61]. 2. Использование слов с абстрактным значением (закон, число, предел, свойство), отглагольных существительных со значением действия ( переработка, приземление, систематизация). 3. Употребление слов в прямых значениях, отсутствие средств выражения образности и эмоциональности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц). 4. Частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей ( сначала, прежде всего, во- первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому, таким образом, итак). 3. Словообразовательные и морфологические средства научного стиля 1. Употребление определенных словообразовательных типов, которыми представлена лексика специальная, терминологическая: Суффиксы: - uuj, - enuj, - anuj, - muj (формирование, переосмысливание, преобладание, обручение, прочтение, трение, отплытие, открытие)', - циj, - аци / (абсорбция, фильтрация, поляризация, конфискация)', -изм ( прозаизм, алогизм, вульгаризм, символизм)', - ик (автоматика, динамика, антисептика, комбинаторика, моторика)', - ость (скудость, редкость, задымленность, кантианство)', - am, - ит (фосфат, гидрат, кварцит, ларингит)', Префиксы: де-, дез-, дис-, под-, пра-, ре-, ультра- (демилитаризация, демонтаж, дисбаланс, диспропорция, подвид, подмножество, прародина, праязык, реструктурализм, ультразвук, ультрамикроскоп). 2. Редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа; абсолютное преобладание формы 3 лица; 3. Специальные приемы авторизации: употребление формы 1 лица множественного числа - авторское мы (см. нижеследующие примеры 1-3) и мы инклюзивное (я + слушатели) (см. нижеследующие примеры 4-5); Примеры: 1) Мы считали необходимым внести ясность в понимание сущности процесса приватизации. 2) Мы проделали экспериментальную работу с целью установить характерологические различия у учащихся 15- 16 лет. 3) В настоящей работе мы остановимся на характеристике кельтов лишь одного типа. 4) Особенность влечения состоит в том, что человек переживает это состояние как непроизвольное. Вспомним строки Пушкина... 5) Сравним два алгебраических выражения... (примеры О.А. Крыловой [Крылова 2006: 137]); 4. Тенденция к десемантизации глагола в научном стиле: 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz