Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
Схема анализа текста5 1. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) - это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом - и дублируется в последнем предложениях. 2. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) - то, что говорится о предмете сообщения (теме). 3. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля - наука, для официально-делового стиля - административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля - политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля - повседневные, бытовые отношения. 4. Определить, что представляет собой текст в содержательно логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение. 5. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п. 6. Определить форму реализации стиля (письменная или устная). 7. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля - логичность, последовательность повествования, объективносхьгбес пристрастность, ясность изложения и т. д. 8. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста (стилистические средства фонетического, лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического уровней). 9. Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы. 10. Определить, если это возможно, жанр текста. 11. Сделать вывод о принадлежности текста к одному из стилей. При составлении схемы анализа были использованы материалы пособия: Артамонов В.Н. Функционально-стилистический анализ текста: Учебное пособие для студентов специальностей «Издательское дело и редактирование», «Связи с общественностью» и других родственных специальностей. Ульяновск: УлГТУ, 2004. 54 с. 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz