Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
брат Марко - рассказывает коротенькую историю под названием «Жила- была одна страна»... Многие критики сравнивают «Андерграунд» по значимости в творчестве Эмира Кустурицы с «Восьмью с половиной» в творчестве Федерико Феллини. Я полностью согласна с этим мнением. Несмотря на то, что продолжительность фильма в полном варианте - 5 часов, он смотрится на одном дыхании. И опять-таки характерная черта режиссера - сочетание несочетаемого - смех и слезы, свадьба и смерть, праздник и разрушения... Особенно хотелось бы выделить именно энергетику этого фильма, картинка не стоит на месте, она постоянно движется, постоянно меняется музыка, настроение. А излюбленный прием Кустурицы, вставлять в кадр пляшущий оркестр, вносит элемент абсурда во все происходящее. Зритель не понимает, действительно ли все происходит, или же это только фарс, шутка, игра. Известный критик Андрей Плахов называет это «эстетическим беспределом Кустурицы», Что ж, скучать фильм не заставит точно. Главная фраза, определяющая всю суть фильма, гласит «Война еще не война, пока брат не поднял руку на брата». Для Кустурицы это фраза пропитана собственным горем, ведь он своими глазами видел, как чужие люди кроят историю его родины. Подполье стало символом всей страны, затравленной постоянными войнами и насилием. Они не понимают, что происходит вокруг и готовы скрыться от всего мира, лишь бы их оставили в покое. Некоторые даже не знают, что можно жить по-другому, как Иован, который выбрался на поверхность и просил отца вернуть его домой. Главные действующие лица в начале фильма предстают героями, они как братья, разница лишь в том, что для Черного честь и дружба оказалась дороже всего на свете. Такой характер как Попора Черный неповторим, зрители ему верят, зрители его понимают и принимают. Последние кадры третьей части, где Черный бьется головой о крест, вызывают искренние и непроизвольные слезы. Это отчаяние человека, которого лишили всего, которому больше незачем жить, у него нет семьи, нет друзей, нет родины. И виной тому не только Марко и Наталья, виной тому вся описанная пятидесятилетняя история Сербии. Югославия развалилась. Семейные связи разорваны. «Хорваты убивают сербов, сербы - хорватов», - будничным тоном говорит миротворец ООН. Перевернувшаяся фигура Христа говорит, что Бог покинул Югославию. Церковный звон, разносящийся по округе, вызван тем, что Иван, повесился на веревке от колокола. Это реальная, не вымышленная война. Это конец Петара Попоры Черного и всей его страны. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz