Стилистика современного русского языка : учебно-методическое пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева]. – Мурманск : МГПУ, 2010. – 173 с. : табл.
русификации подтверждаются и другими социолингвистическими методами. Как показывает анализ, на территории такого приграничного региона, как Мурманская область, существует несколько типов ситуаций: ситуации компактного и дисперсного проживания носителей разных языков и культур, но для большинства населения характерен русскоязычный монолингвизм (невладение языком своего этноса). В Мурманской области самой многочисленной национальностью по- прежнему остаются русские. Это обстоятельство влияет на положение и коренного малочисленного народа Крайнего Севера - саами (лопари). По опросу 1785 года, все лопари-мужчины и 70% женщин владели русским языком (разговорной речью). Лопари знали русские песни, сказки, поговорки. Но, многое перенимая у русских, лопари сохраняли родной язык и самобытную культуру. Сейчас ситуация изменяется, хотя представители диаспор на территории Мурманской области заботятся о сохранении родного языка. Так, иврит изучается на курсах в г. Мурманске, но идиш сохранить среди этнической группы фактически невозможно: центр Еврейской национально-культурной автономии Мурманской области старается собирать живущих в г. Мурманске евреев, но те общаются между собой на русском языке. : « ...Я ЗАБИРАЛАСЬ ПОД ЧЕХОЛ ПИАНИНО И ПЫТАЛАСЬ V ИГРАТЬ», - рассказывает педагог Мурманского музыкального училища Татьяна Дмитриевна Крылова о своем детстве Все было именно так, талант музыканта раскрылся еще в детстве: «Как-то летом всей семьей отдыхали на море, - рассказывает Татьяна Дмитриевна. - По вечерам ходили на летнюю эстраду на концерты. На сцене стояло зачехленное пианино, и только стемнеет на улице, я подбиралась к нему и пыталась играть, извлекать звуки». Заметив, как девочка каждый вечер прячется под чехол инструмента и нажимает на клавиши, директор пансионата посоветовал маме Татьяны Крыловой учить ребенка музыке. Приехав в Мурманск, мама купила дочери немецкое пианино, причем не простое - трофейное, старинное, с канделябрами. Поступив в первый класс обычной школы, Татьяна пошла еще и в музыкальную. Шесть лет девочка училась у Клавдии Яцуновой, балерины - непрофессиональной пианистки. Педагог она была строгий, требовательный, старой закалки. Может, поэтому у Татьяны Крыловой в какой-то период пропало желание учиться. Но мама не позволила бросить обучение, за что Татьяна Дмитриевна бесконечно ей благодарна Седьмой и восьмой класс «музыкалки» Татьяна училась у педагога Антонины Волковой. В это время девочка хорошо училась в школе и 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz