Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.
4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Г.В. Валимова отмечает, что модель простого предложения от ражает отношения между словоформами, а модель сложного предло жения - отношения между компонентами сложного предложения. Она выделяет следующие типы сложноподчиненных предложе ний усложненного типа (так она называет сложноподчиненные пред ложения с несколькими придаточными): 1) предложения с последовательным подчинением придаточных; 2) с соподчинением (с однородным и неоднородным) [10]. Эта же классификация представлена в учебнике под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта [60, с. 155-156]. Учебник С.Г. Бархударо ва, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко использует термины: последовательное, параллельное, однородное [59, с. 86-87]. 5. Экспрессивно-стилистические и текстовые возможности сложноподчиненных предложений В плане стилистического синтаксиса сложноподчиненного пред ложения необходимо отметить развитие разговорного синтаксиса. В современном языке активными становятся конструкции следующего вида: 1) расчлененные конструкции, когда выделяется важное слово или часть высказывания и выносится в актуальную позицию. Говоря щему еще недостаточно ясно, как он оформит свою мысль, но он знает твердо, о чем он будет говорить, и это «о чем» проще всего дать пока в независимой форме называния и уже потом соединить это представле ние с другим: Но что приводит в истинный восторг - так это лаконизм пуш кинской прозы (В. Солоухин); Ведь с чем было больнее всего расстаться - это с чудесами (М. Пришвин); 2) актуализация фрагментов сложноподчиненного предложения осуществляется за счет инверсии. О широкой распространенности пре дикативных эквивалентов именительного темы говорят многочислен ные примеры использования их в периодической печати: С кем идти, какую избрать позицию - на этом замешивались конфликты и жизненные, и драматические (Коме, правда. 1978. 3 февр.); 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz