Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

направления представлены в монографии [25] (раздел написан Н.С. Поспеловым и Е.А. Иванчиковой). В литературном языке XIX века в качестве основных структур­ ных типов сложноподчиненного предложения выделяется десять ти­ пов: присубстангивно-относительный, местоименно-соотносительный, изъяснительный, временной, условный, уступительный, сопостави­ тельный, причинный, следственный, целевой. Две основные тенденции в развитии структурных типов: 1) стремление к более четкому размежеванию типов сложноподчинен­ ного предложения; 2) дифференциация оттенков значений внутри типов предложений. В XIX веке отмечалось 1) сужение сфер употребления и посте­ пенный уход из литературного языка архаизирующихся подчинитель­ ных конструкций; 2) укрепление подчинительной связи и усиление роли подчинительных союзов. В труде Ф.Е. Корша «Способы относительного подчинения. Гла­ ва из сравнительного синтаксиса» [31] указывает, что относительное подчинение (сложноподчиненные предложения с союзными словами) - явление довольно позднее. Местоименно-соотносительный тип Проблемы в определении границ этого типа. В его состав вклю­ чаются не только конструкции типа кто..., тот, но и большой массив изъяснительных предложений (я думал о том, что...); обстоятель­ ственные типа потому, что...; для того, чтобы..', специфические уступительные конструкции типа где бы ни..., всюду; когда бы ни..., всегда. Такое расширение границ, по мнению И.Н. Кручининой, вряд ли целесообразно. Отмечается особенность семантики такого типа предложения. М.И. Черемисина и Т.А. Колосова оценивают этот тип как особый разряд опре­ делительных конструкций. Специфика определительных отношений за­ ключается в том, что некоторый предмет предстает как пересечение двух ситуаций: будучи участником «главной» ситуации, он одновременно участвует и в другой. А местоименно-соотносительные конструкции име­ ют свою специфику. Их специфика состоит в том, что предмет, определя­ емый через участие в двух ситуациях, так и остается неназванным: Это тот, кому сделали операцию (мальчик). Особый интерес вызывают и конструкции с опорным словом су­ ществительным, заменяющим глагол интеллектуального действия (ду­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz