Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него); 2) условно-временные ( Военные картины име­ ют только тогда право на существование, когда их пишут Василии Верещагины (В Стасов)); 3) причинно-временные {И как только была применена сравнительная грамматика, так загадочные тексты были прочитаны и поняты (Ь. Казанский)); 4) противительно-временные (Я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднячась ужас­ ная метель (Пушкин)). Т.А. Колосова отмечает эклектизм в типологическом описании сложноподчиненных предложений в вузовских и особенно в школьных учебниках по русскому языку. До 60-х гг. XX века в учебниках для средней школы использовалась традиционная (буслаевская) классифи­ кация сложноподчиненных предложений. В последующих изданиях эта классификация была отвергнута, так как было решено приблизить описание сложноподчиненных предложений к современной теории, в частности, использовать классификацию сложноподчиненного пред­ ложения, базирующуюся на структурно-семантической основе. Так, в 1973 г. в школах была внедрена новая программа по синтаксису. Одно­ временно вышло в свет пособие для учителей, в котором прямо сказа­ но, что теоретической основой преподавания должно служить совре­ менное учение о сложном предложении, построенные на структурно­ семантическом принципе. В учебнике русского языка для 7-8 классов С.Г. Бархударова, Е.С. Крючкова, Л.Ю. Максимова и Л.А. Чешко (1973) [59] при описа­ нии сложного предложении было введено много нового: 1) сложноподчиненные предложения с придаточными, распространя­ ющими слово или словосочетание; 2) сложноподчиненные предложения, распространяющими предложе­ ние [59, с. 180]. Нетрудно заметить, что это аналог деления сложноподчиненных предложений на нерасчлененные и расчлененные. В группу определительных авторы учебника относят и место- именно-определительные (Все, кто побывал в Крыму, не могут его не полюбить; Не говори того, чего не знаешь). По структурно­ семантической классификации эти предложения должны быть отнесе­ ны к местоименно-соотносительному (отождествительного) типу, а не к присубстантивному. Кроме того, слово «местоименно­ определительные» невольно сбивает учащихся с толку: придаточное ассоциируется с определением как членом предложения, а местоиме­ ние истолковывается как определяемое слово. Но ведь функция место­ 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz