Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

А.К. Федоров рассматривает это понятие в связи с понятием об­ ратного подчинения. Рассмотрим это понятие. Развивая идею А.М. Пешковского о наличии в русском языке особого, взаимного подчинения, А.Н. Суровцев выявил, что предложе­ ниями, в которых главное предложение по смыслу зависит от прида­ точного, а грамматически придаточное зависит от главного, являются не только временные предложения, но и причинные, присоединитель­ ные, следственные. А.Н. Суровцев предложил для таких случаев дру­ гой термин - обратное подчинение, а придаточные называл обратно­ подчиненными. Ср. два примера: (1) Ей еще девятнадцати лет не было, когда Лаврецкий увидел ее в первый раз (Тургенев); (2) Когда ей еще и девятнадцати лет не было, Лаврецкий увидел ее в первый раз. В первом примере придаточное называет событие, а главное определяет время этого события, то есть определяющим является глав­ ное предложение, а определяемым придаточное, значит, оно обратно­ подчиненное. Во втором примере главное предложение называет собы­ тие, а придаточное время этого события, то есть определяющим явля­ ется придаточное предложение, а определяемым - главное предложе­ ние. Здесь прямое подчинение, придаточное прямоподчиненное. Теория обратного подчинения А.Н. Суровцева не получила при­ знание при его жизни (она опубликована в его статьях 1956, 1958 и 1963 гг. «К вопросу об “относительных” придаточных предложениях», «К вопросу о сложных конструкциях с взаимоподчиненными прида­ точными предложениями», «Сложноподчиненные предложения с со­ ставными союзами»), но постепенно стала успешно применяться оте­ чественными и зарубежными учеными. По данным А.К. Федорова, Р. Русинов в 1968 г. опубликовал исследование об обратноподчиненных конструкциях в болгарском языке. «Русская грамматика» [56] целый параграф (§ 2959) посвятила конструкциям с обратным подчинением (инверсивным). А.К. Федоров, подводя итог исследованию обратноподчиненных предложений, перечисляет их грамматические и семантические осо­ бенности, а также их трансформационные свойства. Вот некоторые из них: 1. При прямом подчинении придаточное предложение определя­ ет главное, при обратном - главное предложение определяет придаточ­ ное. Приемом, помогающим выявить определяемую и определяющую часть сложного предложения, является постановка вопроса. Этот мето­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz