Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

поставительные отношения между равноправными предикативными единицами, свойственные сложносочиненным предложениям. Пример 2 и 3 - это сложноподчиненные или сложносочиненные предложения? В науке пока нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Конечно, самое простое решение - признать подобные кон­ струкции переходными от сложноподчиненных к сложносочиненным. Но это решение не снимает трудностей в разграничении сочинения и подчинения, так как почти в любой переходной, синкретичной кон­ струкции есть признаки, которые в большей или меньшей мере сбли­ жают ее то с одной, то с другой группой. Критериев разграничения сочинения и подчинения не разработа­ но до сих пор. Краткий обзор основных мнений в европейской и рус­ ской лингвистической науке на сочинение и подчинение можно найти в учебнике А.Г. Руднева «Синтаксис современного русского языка» [55, с. 223-230]. Многие ученые указывают на ненадежность критери­ ев, их искусственность (В.В. Виноградов, В.А. Белошапкова, М.И. Че- ремисина). Ср. у В.А. Богородицкого: «...обычное деление всех слож­ ных предложений на сложносочиненные и сложноподчиненные стра­ дает некоторою искусственностью, особенно когда стараются живое разнообразие языка уложить в эти две произвольно наперед указанные и слишком категорически отграниченные рубрики» [4, с. 229]. Первое упоминание о противопоставленности сочинения и под­ чинения находим в «Практической грамматике русского языка» Н.И. Греча [20]. Как уже было отмечено на предыдущей лекции, у Н.И. Гре­ ча был намек на различие грамматических показателей сочинения и подчинения. Главный критерий был зависимость / независимость друг от друга. Н.И. Греч утверждал, что сочинение и подчинение противо­ поставлено потому, что при сочинении предикативные части незави­ симы, а при подчинении зависимы (придаточное зависит от главного). Идея зависимости / независимости держалась в науке долго, она про­ является даже в 60-е гг. XX века. Критерий «зависимость / независимость» оказался уязвимым и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. И.А. Попова показала, что независимость, якобы существующая при сочинении, является псевдонезависимостью, и привела примеры различных отношений, которые можно найти в рамках сложносочи­ ненного предложения: Я села, и тройка помчалась (причинно-следственные отношения) [49]. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz