Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий. 2. Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий [3, с. 52]. 2) Придаточное предложение может откоситься к определён­ ному (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению. Например: Возьми книгу (какую книгу?), которая лежит на верхней полке. Мать поняла (что поняла?), что ребёнок заболел. Все уже были дома (когда все были дома?), когда я вернулся [3, с. 44]. Какие положения типологии сложного предложения отражают эти задания? 6. Какой классификации придаточных предложений придержи­ ваются авторы школьных учебников? 1) Существуют три наиболее широкие по значению группы сложноподчиненных предложений с придаточными: а) определитель­ ными; б) изъяснительными; в) обстоятельственными [3, с. 72; см. также: 1, с. 74-75]; 2) Основные виды придаточных по значению: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные [2, с. 85; см. также: 8, с. 274-275]. 7. Определите дискуссионный момент в определении сложносо­ чиненных предложений в учебнике [6]: Сложносочиненными называются сложные предложения, в ко­ торых части являются равноправными по смыслу и соединяются со­ чинительными союзами и интонацией. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое [6, с. 28]. 8. Оцените корректность задания в упр. 86 и «Советы помощни­ ка» и упр. 100 из учебника [6]: Упр. 99. Используя приведенные союзные слова, придумайте и запишите такие варианты продолжения предложения, чтобы получи­ лись придаточные определительные: Мы гуляли в старом саду, кото­ рый/что/где/куда/откуда... Сделайте вывод: можно ли определить тип придаточной части сложноподчиненного предложения только по союзному слову? [6, с. 61]; 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz