Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

предложениями. Сравните: 1. Лето было знойное, и ледники в горах начали таять. 2. Так как лето было знойное, ледники в горах начали таять. Какое предложение сложносочиненное, какое - сложноподчи­ ненное? В каком предложении причинные отношения выражены более явно? Благодаря чему? [3, с. 27]. 3. Как представлена роль знаков препинания в следующих утверждениях? Насколько Вы согласны с выводами авторов учебника? Сопоставьте по смыслу предложения. Что делает различным понимание смысла данных предложений? 1. Сестра получила письмо. Письмо было написано по- английски. Сестра его не поняла. (Изложены три факта - сделаны три утверждения.) 2. Сестра получила письмо, оно было написано по-английски, и сестра его не поняла. (Сделаны те же три утверждения, однако благодаря союзу И возникают причинно-следственные связи между фактом «написано по-английски» и фактом «сестра не поняла»: не поняла, так как недо­ статочно знает английский язык или совсем не знает.) [3, с. 37] 4. Оцените трудности в определении смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, если учесть, что обу­ чающиеся усвоили следующие темы: «Сложносочиненные предложе­ ния с соединительными союзами» (выражаются отношения: одновре­ менность, последовательность действий и причинно-следственные от­ ношения), «Сложносочиненные предложения с разделительными сою­ зами» (выражаются отношения: чередования и взаимоисключения), «Сложносочиненные предложения с противительными союзами» (одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому) (знаки препинания надо расставить): 1. В большом зале уже гремел оркестр и начались танцы (А. Че­ хов). 2. Всё проходит да не все забывается (И. Бунин). 3. В открытое окно дышала тёплая и мягкая ночь и где-то дале­ ко подчёркивая тишину комнаты гармонично стрекотали кузнечики (Л. Андреев) [3, с. 45]. 5. Насколько корректны, по-Вашему, следующие высказывания: 1) Какое из предложений более точно выражает причинные от­ ношения между двумя ситуациями? 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz