Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

Задания для анализа школьных учебников 5 и 9 классов 1. Сравните определение сложного предложения в учебниках для 5 и 9 классов: Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными [4, с. 37]; Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, свя­ заны друг с другом по смыслу и интонаций [5, с. 88]; Сложное предложение имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и граммати­ ческое единство [1, с. 37]; Сложное предложение можно определить как сочетание про­ стых предложений, в котором образующие его части не обладают всеми свойствами простого предложения. Они не имеют главного свойства предложения как коммуникативной единицы — смысловой и интонационной законченности. <...> Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматиче­ ское и интонационное единство [3, с. 24]; Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в со­ ставе сложного не обладают интонационной законченностью и объ­ единяются по смыслу и особенностям произношения в одно целое [7, с. 20 ]. Обсудите в группе, какой из признаков сложного предложения был усвоен обучающими в 5 классе, как осуществляется основной принцип обучения - от простого к сложному. 2. Проанализируйте представление информации о связи частей сложного предложения. Сделайте вывод о том, насколько учтен тот факт, что отношения между частями сложносочиненными предложе­ ниями подобны открытым и закрытым сочинительным связям (откры­ тые - соединительные и разделительные; закрытые - противительные, сопоставительные, сопоставительно-соединительные, градационные и пояснительные); а также факт наличия переходных случаев между со­ чинением и подчинением: Средства связи не только объединяют части в сложное пред­ ложение, но и выражают смысловые отношения между простыми 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz