Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

таксических отношениях к определяемому слову - однородно (парал­ лельно) ему соподчиняются, а между определениями устанавливаются сочинительные связи: определения грамматически равноценны, то есть независимы друг от друга, каждое из них обладает одинаковой смыс­ ловой самостоятельностью, все они произносятся с интонацией пере­ числения, с соединительными паузами между ними: Ср.: Пошел густой, теплый, приятный дождь! Пошел густой летний дождь. Согласно правилам пунктуации, изложенной в пособии А. Н. Наумович, определения являются однородными, если: 1) они относятся к определяемому существительному в форме множе­ ственного числа и обозначают отличительные видовые признаки одно­ родных групп предметов, характеризуя их с одной стороны (качества, цвета, размера, веса, материала и т.п.): Черные, красные, желтые скалы отражались в воде; В можжевельниках намело неправильные, островерхие, похожие на дюны сугробы. 2) Если определения обозначают различные признаки одного и того же предмета, но в смысловом (семантическом) отношении эти признаки объединяются каким-либо общим понятием и характеризуют предмет с одной стороны: Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов) (общее значение качественного состояния). На основе семантического сближения в условиях контекста может со­ здаваться внутренняя зависимость признаков и между определениями могут устанавливаться причинно-следственные отношения: Была темная, осенняя ночь (Чехов) (осенняя, а потому темная); Тяжелые, холодные тучи лежачи на вершинах окрестных гор (Лер­ монтов) (тяжелые, потому что холодные); 3) Если прилагательные-определения, не являясь синонимами вообще, в условиях контекста сближаются по значению и становятся синони­ мичными. Каждое из них произносится с самостоятельным логическим ударением: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (Тургенев); Осужденные шли в суровом, торжественном молчании (Паустов­ ский). 4) Как правило, являются однородными художественные определения, то есть эпитеты: 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz