Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

Измученные трудным походом, / туристы решили отдохнуть у реки. - Измученные трудным походом туристы / решили отдохнуть у реки. Молодежь ушла, в клубе стаю скучно, мы отправились домой (временная последовательность) - Молодежь ушча: в клубе стало ску’чно (причинно-следственные отношения, причина во второй части). Поездка может быть отложена. - Поездка, может быть, от­ ложена. Получен второй февральский номер журнала. - Получен второй, февральский номер журнала. Интонационный принцип показывает роль пунктуации как пока­ зателя ритмики и мелодики речи (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский). Чаще этот принцип считают дополнительным. Основное назначение пунктуации, согласно этому принципу, за­ ключается в том, чтобы передавать фонетическую (то есть ритмико­ мелодическую) сторону речи. Наиболее последовательно такое пони­ мание пунктуации проводил в своей книге «Школьная и научная грам­ матика» А.М. Пешковский [45]. Тесная связь пунктуации с интонацией особенно заметна, если текст записывается с голоса (например, под диктовку). Эта связь выра­ жается в соответствии определенного типа интонации определенному знаку препинания. Например, повествовательной интонации соответ­ ствует точка, вопросительной - вопросительный знак, перечислитель­ ной - запятая, предупредительно-пояснительной - двоеточие и т.д. Од­ нако, как указывает Л.А. Булаховский, мелодическая сторона речи слишком сложна для того, чтобы ее выразить немногими простыми знаками. Поэтому один и тот же знак препинания может соответство­ вать разным типам и оттенкам интонации. Например, запятая соответ­ ствует не только перечислительной интонации ( Месяц светит, мороз трещит), но и интонации сопоставления (Темно, а ехать надо), пояс­ нительной (По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит - неод­ нородные определения) и др. Это дает право утверждать, что между интонацией и пунктуаци­ ей далеко не всегда можно поставить знак равенства. Например, между подлежащим и сказуемым обычно делается интонационная пауза, а знак препинания (тире) ставится только в отдельных случаях. Ведущий принцип - формально-грамматический, поскольку зна­ ки препинания являются прежде всего показателями синтаксической структуры членения речи, т.е. опираются на структурно­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz