Иванищева, О. Н. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : учебное пособие / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2022. - 124 с.

жениях и в предложениях с нулевым сказуемым, пропуск противи­ тельных союзов: Солотча- извилистая, неглубокая река (К. Паустовский) (про­ пуск связки); За ш оссе- березовый лесок (И. Бунин) (обозначение нулевого сказуемого в эллиптическом предложении); Лето припасает - зима поедает (пропуск противительного сою­ за в сложном предложении). На месте пропусков, кроме тире, используется в русском языке и многоточие. Но пропуски, фиксируемые тире и многоточием, - про­ пуски разные. Пропуски, обозначаемые тире, всегда «грамматичны»: фиксиру­ ются пропуски не слов вообще, а слов как членов предложения, как структурных элементов предложения. Многоточие же обозначает про­ пуски частей текста, которые либо не имеют прямого отношения к ос­ новной идее повествования, либо по разным причинам сознательно скрываются автором. В любом случае это пропуски, имеющие отноше­ ние к содержательной стороне текста, а не его грамматическому строе­ нию. Вторая функция тире - смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически, то есть сою­ зами: Биться в одиночку- жизни не перевернуть (Н. Островский) (условие); Проснулся - прабабушки не было (В. Панова) (время). Тире можно назвать и знаком «неожиданности» (Н.С. Валгина) - смысловой, интонационной, композиционной. Так, с помощью тире обозначается неожиданное присоединение: Она испуганно осмотрелась - никого (В. Распутин). Тире может выступать и как своеобразный отграничитель. Преж­ де всего тире сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи: «Ты что?» - спросила она Пашку (В. Шукшин). Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи: дина­ мичность, резкость, быструю смену событий: Воюй - и все твое с тобой (А. Твардовский). Экспрессивной функцией характеризуется тире, разрывающее интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональ­ ную напряженность и остроту: 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz