Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона : подходы и методы исследования / Ольга Иванищева. – [Saarbrucken] : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012 (Россия). – 238 с.
возрастах); — состав членов семьи (насколько зависит успех интеграции всей семьи от действий отдельных её членов? осознается ли это? с кем, как много, на каких языках происходит общение в семье?); — возможности участия в жизни принимающего общества; — положение на родине (или там, откуда человек переселился); — характер, темперамент, тип личности, умение концентрироваться на решении проблем, способность к автодидактике) (Протасова 2004: 147-148). Поэтому признаки « языковое окружение » и « потребность (мотивация) в знании/изучении языка» являются принципиально важными в адаптации носителя иного этноса, а значит, в структуре социолингвистического портрета региона. Методами социолингвистического исследования региона в настоящем исследовании будут методы анкетирования, экспертного опроса, интервьюирования, биографический метод, метод контент-анализа и собственно лингвистические методы. Одними из методов получения социолингвистического материала является анкетирование. В настоящем исследовании проводилось анкетирование представителей этнических групп Мурманской области, позволяющее дать анализ доминантных социальных, коммуникативных и лингвистических факторов. В социолингвистике, как известно, различают социальную, коммуникативную и языковую ситуации, комплекс факторов которых детерминируют языковую жизнь общности, республики или государства (Баскаков, Насырова 2000: 36-37). Поэтому в анкету включены вопросы, охватывающие несколько 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz