Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона : подходы и методы исследования / Ольга Иванищева. – [Saarbrucken] : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012 (Россия). – 238 с.

того, чтобы общаться с представителями своего этноса за рубежом. Как показало пилотное исследование азербайджанской, еврейской и немецкой диаспор, положительное отношение к родному языку не всегда соответствует его реальному положению в этноязыковой ситуации Мурманской области. Языки этнических меньшинств нс имеют шансов развиваться вне круга семейного воспитания: центров по изучению национальных языков практически нет, школ с преподаванием родных языков тоже23. Дальнейшее исследование социолингвистических проблем приграничного северного региона имеет большие перспективы. Для совершенствования региональной национальной политики требуется более детальное изучение этнических групп Мурманской области на предмет сохранения этнической и создания региональной идентичности. Комплексного аналитического обзора состояния языков и языковых вариантов в нашем регионе пока не существует. Кроме того, изменения социолингвистической ситуации в регионе отражают изменения, происходящие в обществе, экономике, а также структуре личности и менталитете народа. Трансформации в языковой ситуации приводят к изменениям в системе ценностей. Поэтому изучение динамики социолингвистических процессов позволит увидеть перспективу 23 Существует преподавание саамского и коми языка в школе с. Ловозеро, воскресная школа иврита в г. Мурманске, русско-немецкий центр (г. Мурманск), средняя школа № 25 г. Мурманска, где изучают культуру и быт славянских народов (русского, украинского, болгарского и белорусского). 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz