Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона : подходы и методы исследования / Ольга Иванищева. – [Saarbrucken] : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012 (Россия). – 238 с.
что определенное количество выпускников национальных школ не смогли сдать единый государственный экзамен по русскому языку (например, в Республике Саха (Якутия), если судить по результатам единых государственных экзаменов, многие учащиеся средних школ лучше знают английский язык, чем русский)19. Поэтому перед политиками ставится вопрос, который сформулировал наш бывший земляк Р. Г. Абдулатипов: «Как следует выстраивать общество, обустраивать государство, чтобы каждый человек не только осознавал национальную самобытность, но и межнациональную общность в масштабе государства, всего человеческого сообщества?» (Абдулатипов 2001: 4). На региональном уровне в приграничном северном регионе, таком, как Мурманская область и Баренц регион в целом, логичнее ставить другой вопрос: как организовать общество так, чтобы народ не терял свою национальную самобытность в условиях единого экономического пространства? Задачи глобализации и регионализации тут, как видим, разные. Понятно, что и языковая русификация, и англинизация общества в целом и Мурманской области в частности не дает равноправных возможностей для этнической самоиндентификации каждого гражданина и развития национальных языков. И это процесс объективный. Деятельность национальных обществ и общественных 1 9 А Автор настоящего исследования познакомился с этими данными на VI Конгрессе народов России «Судьбы культур и языков народов России» (4-5 июля 2008г., г. Ярославль), куда был делегирован от Мурманской области. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz