Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.
анализируемом материале встретились две статьи с одинаковым названием «Мы разные, но все же мы едины», написанные разными журналистами (Г. Дворецкой и 3. Аристовой) и опубликованной в разных газетах («Мурманский вестник» и «Вечерний Мурманск»). Периферийными семантическими компонентами ключевого слова дружба являются актуализированные в этих же текстах элементы взаимопонимание, уважение, толерантность. Они эксплицируются в сочетаемостных связях слов (атмосфера дружбы и понимания, атмосфера дружбы и любви, праздник добра и взаимопонимания, уважение к культуре), реализуют свой грамматический потенциал в словообразовательной активности (Мурманск — удивительный город с толерантными устоями; Наболевший вопрос последнего времени: как одолеть рост экстремистских настроений в обществе и научиться быть толерантными друг к другу?; «У этого города есть большое и процветающее будущее», — уверены все участники фестиваля, - а такие мероприятия, как фестиваль «Дружбы народов» учат людей разных национальностей толерантности и участливому отношению друг к другу»; И участники относятся очень уважительно друг к другу; Но сначала надо, чтобы дело сдвинулось и люди поверили, что они что-то могут, находят понимание; Здесь живут люди 120 национальностей, и взаимопонимание гораздо лучше, чем в других регионах). Ключевые слова региональных текстов содержат в себе огромный положительный оценочный потенциал. Кроме этого, способами создания требуемой оценки высказывания в анализируемых материалах явилось прямое употребление слова- символа оценки — хорошо или его синонима — неплохо : Нас много — разных, так это же хорошо! Сила в многообразии, в единстве этого многообразия (Г. Дворецкая. Возьмемся за руки, друзья); По своей службе я объехал много мест, но нигде мне не было так хорошо, как в Мурманске (Э. Билевская. Дружба народов как лекарство против экстремизма); К сожалению, среди татарской молодежи очень мало людей тянется к религии, — говорит Сагидулла Хасанович. Много приходит молодых узбеков, таджиков, дагестанцев, живущих здесь, и это тоже хорошо. Религия плохому не учит (И. Голенищев. Не 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz