Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.
отмечается уникальность Мурманска как места встречи разных культур, Так, напр., в журналистском материале Г. Дворецкой «В слове «мы» — сто тысяч «я»» читаем: « Вообще в адрес Мурманска, который радушно и гостеприимно привечает все нации, бьию сказано в этот день немало теплых слов. И даже по-восточному цветастых. Так, исполнительный директор местной религиозной организации «Союз армян России» Овсеп Какосян признал, что Мурманск в этом отношении — райское место, за что честь и хвала всем северянам. И губернаторам других областей он бы посоветовап брать пример с Мурманской ». В отличие от других этнических меньшинств для саами Кольская земля — земля предков, родина. Символичен в этом плане заголовок статьи В. Шубина — «Меньшинства оказались в большинстве». Действительно, образ меньшинства для кольских саами неудачен: меньшинство по количеству, этот народ является полноправным хозяином этой территории по праву своего рождения. Региональная пресса активно поддерживает интерес читателей к традициям истинных «владельцев» Кольской земли (А. Козлова. Саамский костер; Н. Гречина. Новоселье в «чуме»; Р. Нуреев. «Чумовая» суббота в Ловозере; Ж. Соколова. Как живется в куаксе?), к людям этого северного края (В. Кондратьев. Будут все при деле, краше станет елле), их современной жюни (Н. Гречина. Вслед за оленями — по звездам). Но не меньше места в региональной прессе занимают публикации о так называемом «саамском вопросе». Возможности для занятий традиционными промыслами (оленеводство, овцеводство), пользования природными ресурсами обсуждаются на региональном, федеральном и международном уровнях (статьи Т. Абрамовой «Аборигены всех стран, объединяйтесь!»; П. Болычева «Водопровод не для саамов?»; О. Зайцевой «Центр коренных народов стал яблоком раздора?»; Е. Ильиной «Коренные народности и «пристяжные» проблемы» и «И чем не понравились кольские оленеводы?»; В. Кондратьева «Идем на встречу с чистыми ручьями»). Акцентирование противопоставленных в публикациях семантических компонентов «государство» — «коренные народы» углубляет восприятие читателем тематического пласта «жизнь, культура, история коренных народов», показывает 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz