Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

организациями, представляющими интересы народа саами, составляющего 0,19 % населения Мурманской области, не приводит к увеличению численности населения, свободно владеющего саамским языком. Хотя, как утверждает А. И. Кузнецова, история знает немало случаев как изменения языка народом при сохранении у народа старого самосознания, так и примеров противоположных — утраты этнического самосознания при сохранении языкового. Первое положение можно проиллюстрировать на примере каратаев, терюхан и шокши — общностей, сохранивших свое этническое самосознание несмотря на смену языка (Кузнецова 2000:26-27). Думается, это положение относится и к саами. Как отмечал И. Ф. Ушаков, по опросу 1785 года все лопари-мужчины и 70% женщин владели русским языком (разговорной речью). Лопари знали многие русские песни, сказки, поговорки. Многое перенимая у русских, лопари сохраняли родной язык и самобытную культуру (Ушаков 1998: 272-273). Прав М. В. Дьячков, утверждая, что, утрачивая свой родной язык и культуру, саами в Швеции и Норвегии не становятся ни шведами, ни норвежцами (Дьячков 1993: 13). Сохранение своей культуры и своего языка не является, конечно, залогом сохранения этнического самосознания, но оно — важная его часть. .4.2 НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩЕСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА Согласно данным ведомственного реестра зарегистрирован­ ных некоммерческих организаций Управления на территории Мурманской области осуще гвляют деятельность 9 некоммерческих организаций, создаь 1 ых в организационно­ правовой форме — национально-культурная автономия. Кроме 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz