Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

индивидуальные черты, присущие ему как личности; и в- третьих, изучение судьбы отдельных особенностей языка, влияние на них сложной совокупности социолингвистических факторов (Земская 2000: 100-101). Примерами реализации первого направления являются социально-речевые портреты представителя интеллигенции (JI. П. Крысин), носителя просторечия (В. Д. Черняк), бизнесмена (Т. А. Милёхина), «нового русского» (Е. Я. Шмелёва) (Современный русский язык 2003: 483-534), примером реализации второго направления — речевой портрет эмигрантки первой волны (Е. А. Земская) (Земская 2000). В нашем исследовании мы будем следовать принципам этнической однородности и языкового разнообразия типичного представителя той или иной национально-культурной автономии. Под этнической однородностью будет пониматься определяемая самим информантом национальная принадлежность, под языковым разнообразием — владение несколькими языками (русским и родным). Актуальным при этом будут не особенности в наборе языковых единиц или речевом поведении (ср.: Современный русский язык 2003: 485), а языковое самосознание, которое проявляется в оценке знания своего родного языка. При этом признаком, характеризующим идентичность единичного и коллективного субъекта, будет являться не сам язык, а особенности его использования носителями для решения разнообразных познавательных и коммуникативных задач в конкретной культурной среде (Гришаева 20076: 5). Вопрос об этнической региональной языковой личности в связи с этим решается в пользу моделирования «по совокупности признаков, релевантных для определенной категории говорящих и для определенной категории ситуаций» (Камалова, Савёлова 2007: 17). Такими признаками будут. • признание определенного языка родным; • наличие условий для изучения языка в детстве (семье, школе); • существование языковой среды (в детстве, юношестве, зрелом возрасте); • мотивация к изучению родного языка академическим путем; 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz