Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

стратификации языка, а в этнолингвистике на этнической, национальной (Герд 2003: 125). В задачи этнолингвистики входит анализ корреляции между разными видами языковых состояний и этносами, социальными группами в обществе (Герд 2001: 19). Авторы книги «Социолингвистическая типология» В. А. Виноградов, А. И. Коваль и В. Я. Порхомовский также отмечают близость социолингвистической и этно­ лингвистической типологий. Но в целом этнолингвистическая проблематика ориентирована прежде всего на языковое выражение особенностей этнической духовной культуры, тогда как социолингвистическая проблематика ориентирована на языковое выражение различий между группами, выделяемыми на основе демографических и социально-экономических характеристик в пределах некоторой этнической единицы или совокупности таких единиц (Виноградов, Коваль, Порхомовский 2008: 5) В этом плане анализируемый тип близок к диалектной языковой личности. С другой стороны, язык — часть культуры (см., напр.: Иванищева 2007), следовательно, языковая личность в рамках данного исследования может быть рассмотрена как лингвокультуролохический феномен. Понятие речевого портрета группы носителей языка, как отмечает Л. П. Крысин, берет свое начало в диалектологии. Основа понятия — языковые средства, выбор которых осуществляется в зависимости от целей коммуникации. Т. М. Николаева ставит вопрос о построении социолингвистических портретов, в которых был бы компонент, характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других и т.д. Необходимо при этом фиксировать яркие диагностирующие пятна, а не все уровни и факты языковой системы (Современный русский язык 2003: 481-482). Изучение речевых портретов, по замечанию Е. А. Земской, может строиться по трём направлениям: во-первых, выявление общих особенностей речи; во-вторых, описание речи отдельных лиц на всех уровнях языка, специфики их речевого поведения, отражающее как общие черты, присущие человеку как представителю разных множеств и подмножеств, так и его 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz