Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.
Выделение ключевых слов в региональном медиатексте обусловлено такими параметрами, как частотность, текстовое пространство, грамматический потенциал слова, синтагматика, парадигматика, дефиниция, языковая рефлексия, языковая игра и образное, метафорическое именование, возникающее на основе ключевого слова. В понятие «текстовое пространство» Т. В. Шмелева включает наличие текстообразующих свойств у ключевых слов, благодаря чему последние помещаются в названия статей и рубрик, а также в наиболее значимые части (начало, конец, центр, основные смысловые швы). Грамматический потенциал слова реализуется, например, в его словообразовательной активности. В понятие «синтагматика» как параметра ключевого слова входит изменение или расширение сочетаемостных возможностей слова, а в понятие «парадигматика» — формирование новых синонимических, антонимических и других связей. При употреблении ключевого слова в предложениях-дефинициях, близких к словарным толкованиям, возникает такой признак ключевого слова, как дефиниция. Языковая рефлексия связана с названным выше признаком. Включенность ключевого слова в метаязыковые высказывания, в тексты-рефлексивы обусловлена необходи мостью эксплицировать новое отношение говорящих к слову или именуемой им реалии, зафиксировать новое значение слова или новые коннотации. По мнению Е. В. Какориной, признаки ключевого слова необходимо разделить на языковые (свойства слова в системе языка: синтагматическое, парадигматическое и деривационное измерение слова) и текстовые (жизнь слова в тексте) (Современный русский язык 2008: 543-546). Оценочность суждения фиксируется наличием оценочной лексики и ее составом, а также стилистическими характеристиками этой лексической группы. Отличие применения метода контент-анализа и группы лингвистических методов состоит в следующем принципиальном моменте: контент-анализ — это совокупность качественных и количественных методов анализа содержания, а группа лингвистических методов — это совокупность методов анализа формы (в данном случае языковой). Таким образом, в монографии использован социолингвистический подход к анализу регионального 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz