Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

являются изучение изменений в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей, содержания газеты, характеристики политики редакции, воздействия сообщения на аудиторию, социальных изменений в обществе, общественного мнения, оценки событий, общего объема внимания прессы к определенным проблемам и частоты внимания к этим проблемам (Березутский, Чурилова 2001: 9-10). Поскольку целью нашего исследования является выработка критериев комплексного социолингвистического описания региона, следует определить место региональной прессы в восприятии человеком окружающего мира. Специалисты по медиапсихологии признают, что сегодня восприятие человеком окружающего мира в очень большой степени зависит от того, каким представляют этот мир средства массовой информации (Добросклонская 2008: 18). В литературе употребляется понятие «медиа-картины», «журналистской картины мира» (см., напр.: Рогозина 2003; Мансурова 2002). Среди наиболее эффективных и распространенных методов изучения медиаречи Т. Г. Добросклонская выделяет следующие: 1. целую группу методов лингвистического анализа, позволяющих выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях: лексическом, синтагматическом (сочетаемость), стилистическом (использование тропов, сравнений, мегафор и прочих стилистических приемов), социолингвистическом; 2. метод контент-анализа, или анализ содержания, основанный на статистическом подсчете специально выбранных текстовых единиц; 3. метод дискурсивного анализа, основанный на концепции дискурса, и позволяющий проследить взаимосвязь между языковой и экстралингвистической стороной текста; 4. метод критической лингвистики (или риторической критики), позволяющий выявить скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста; 5. метод когнитивного анализа, основанный на изучении концептуальной стороны текстов массовой информации и направленный на выявление соотношения реальной действительности и ее медиарепрезентаций; 6. метод лингвокультурологического анализа, ориентированный на выявление культурозначимых компонентов текста. Автор 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz