Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

потребительских целей); образовательная модель Евросоюза, в основе которой лежит оказание поддержки плюрилингвизму на индивидуальном уровне и создание условий для изучения разных иностранных языков; модель выборочного многоязычия, отражающая переход в мировой практике на наиболее распространенный и понимаемый язык (Гришаева 2007а: 14; см. также: Решение национально-языковых вопросов в современном мире 2003). Методика проведения интервью и его типология достаточно подробно описаны в социологической литературе и в пособиях по основам журналистики (см., напр.: Добреньков, Кравченко 2008: 415-448; Мельник 2008). В журналистике, например, используется несколько видов биографического интервью: лейтмотивное, когда собеседнику помогают сразу подойти к определенной теме; нарративное, когда собеседника для начала просят подробно рассказать историю своей жизни; открытое, в котором журналист принимает роль «любопытствующего слушателя», и фокусированное, когда беседа или интервью строятся вокруг строго определенной темы (Мельник 2008: 103). В работе А. Г. Здравомыслова подробно представлен метод неформализованного интервью, когда интервьюер достаточно свободно пользуется планом интервью и всё зависит от респондента. При анализе полученного материала ученый использует качественный контент-анализ и выделяет доминирующие темы, а единицей контент-анализа считает «значимое суждение». Кроме того, автор резюмирует характер альтернативных суждений и излагает, где это уместно, авторскую позицию (Здравомыслов 2003: 17-19) В нашем исследовании актуальным является то, что интервьюируемый сам определяет информацию, которую хочет сообщить, но тематически направляется интервьюером. В ходе интервью, таким образом, происходит вербализация ассоциаций, чувств, соображений, уточняются образы, которые находились в области бессознательного. Человек, таким образом, уточняет, а иногда заново определяет свою идентичность (см. об этом: Протасова 2004: 33). Интервью является в нашем исследовании компонентом метода, который в социологии называется «анализ случая» (case study) (Добреньков, Кравченко 2008: 54-59) или 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz