Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

культурных автономий. Вопросы, предлагаемые экспертам, касались следующих тематических областей: 1) цель, задачи и причины создания национально-культурной автономии; 2) оценка государственной и региональной языковой политики. Несомненно, следует учитывать ограничения в применении выводов экспертного опроса (Добреньков, Кравченко 2008: 489): руководители национально-культурных автономий представляя- ют официальную и усредненную точку зрения на пути решения национально-языковых вопросов в регионе. Для устранения некоего субъективизма информантам из числа этнических групп, не руководителям национально-культурных автономий, тоже предлагаются вопросы об оценке региональной национальной и языковой политики. В качестве основного инструментария экспертного опроса в настоящем исследовании является анкета «Анкета оценки государственной и региональной языковой и национальной политики носителями языка» (см. приложение 2). В связи с тем, что Мурманская область как приграничный северный регион представляет собой особый тип полиэтничного образования, отличающийся наличием интенсивных миграционных потоков в разные исторические периоды, на экспертную оценку были предложены вопросы о моделях языковой политики (потенциальной и реализованной). В отличие от политики интеграции, проводимой, например, в странах Балтии, в исследуемом регионе «сценарий» языкового развития должен идти по другому пути. В литературе рассматриваются следующие модели этноязыкового обустройства: англо-конформизм или американская теория так называемого «плавильного котла», ведущая к ассимиляции миноритарных языков и культур; северо-американская (канадская) модель мультикультурализма, в основе которой лежит уважение ко всякого рода отличиям; австралийская модель мультикультурализма, позволяющая различным этнокультурным сообществам жить вместе, не утрачивая своей идентичности; европейская модель мультикультурализма, сочетающая «элитарный плюрилинг- визм», под которым понимается активный функциональный плюрилингвизм, и «консьюмеристский английский язык» (модель предполагает' активное владение несколькими языками и пассивное владение английским языком, необходимое для 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz