Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.
многоязычный, во втором — разноязычный социум (Дьячков 1993: 5). К критериям комплексного социолингвистического портрета северного приграничного региона, позволяющим выявить индивидуальные черты, можно отнести описание региона по следующим параметрам: 1. Языковая среда малой -этнической группы. 2. Потребность в знании (изучении) родного языка в регионе. По мнению Е. Ю. Протасовой, на самоощущение эмигранта влияют факторы, связанные с его социально-языковой средой: — язьш окружения (это диалект родного языка? совершенно незнакомый язык? престижный ли это язык? изучался ли он заранее, до переселения? какие есть учебники и пособия, литература по этому языку?); — подготовленность к эмиграции (имеет ли человек навыки изучения второго языка? какими другими языками владеет? насколько представляет себе, что его ожидает? имеет ли перед глазами успешные примеры интеграции? насколько он мотивирован к изучению языка и интеграции?); — возраст переселения (процесс овладения вторым языком происходит по-разному в разных возрастах); — состав членов семьи (насколько зависит успех интеграции всей семьи от действий отдельных её членов? осознается ли это? с кем, как много, на каких языках происходит общение в семье?); — возможности участия в жизни принимающего общества; — положение на родине (или там, откуда человек переселился); — характер, темперамент, тип личности, умение концентрироваться на решении проблем, способность к автодидактике) (Протасова 2004: 147-148). Поэтому признаки «языковое окружение» и « потребность (мотивация) в знании/изучении языка» являются принципиально важными в адаптации носителя иного этноса, а значит, в структуре социолингвистического портрета региона. Методами социолингвистического исследования региона в настоящем исследовании будут методы анкетирования, экспертного опроса, интервьюирования, биографический метод, метод контент-анализа и собственно лингвистические методы. Одними из методов получения социолингвистического материала является анкетирование. В настоящем исследовании проводилось анкетирование представителей этнических групп 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz