Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

культур, поскольку историческое развитие полиэтничного региона неразрывно связано с формированием на его пространстве не только этнических, но и территориальных общностей, заметно выделяющихся своей индивидуальностью (Карабулатова 2006: 95). В числе несомненных признаков кризисных тенденций процесса глобализации входит, по мнению учёных, «кризис идентичности» (М. Кастельс), когда состояние сознания людей, вовлечённых в процессы глобализации, таково, что, согласно достоверным опросам, лишь малая часть населения интегрирующихся государств приемлет «космополитические ценности», тогда как подавляющее большинство (более 85%) идентифицирует себя с локально-региональными, Националь­ ными ценностями и ориентирами (Диалог культур в глобализирующемся мире 2005: 19). Среди молодых русских, например, как показывает исследование О. О. Намлинской, наблюдается их слабая связь с этнической принадлежностью, размытость их представлений о территориальной границе (за пределами «малой родины»), символах и святынях, отсутствие дифференциации «русского» и «российского» в историческом сознании, социальной и культурной практиках (Намлинская 2007). Идея создания транснациональной северной идентичности в рамках Баренц региона подвергается сомнению. Так, И. Н. Белобородова считает эту перспективу весьма отдаленной, так как, по ее мнению, северные европейские территории России, чаще обозначаемые как Русский Север, занимают особое место в формировании этнорегиональных образов, поскольку устойчиво воспринимаются обыденным и отчасти научным сознанием как «монолитная» «древнерусская» культура, сохранившая в «первозданном» виде главные культурные достижения наших предков (Белобородова 2000). Хотя культуры, входящие в культурное пространство Баренц региона, являются некомплиментарными (славянская, финно- угорская, германская), тем не менее общность геополитических, экономических и культурных интересов всегда в истории народов позволяла говорить о некоем региональном единстве на разных уровнях: на уровне европейского русского севера использовалось понятие «Русский Север», на уровне стран 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz