Иванищева, О. Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона: подходы и методы исследования : монография / О. Н. Иванищева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –162 с. : прил. – Библиогр.: с. 138-150.

центров по изучению национальных языков практически нет, школ с преподаванием родных языков тоже23. Дальнейшее исследование социолингвистических проблем приграничного северного региона имеет большие перспективы. Для совершенствования региональной национальной политики требуется более детальное изучение этнических групп Мурманской области на предмет сохранения этнической и создания региональной идентичности. Комплексного аналитического обзора состояния языков и языковых вариантов в нашем регионе пока не существует. Кроме того, изменения социолингвистической ситуации в регионе отражают изменения, происходящие в обществе, экономике, а также структуре личности и менталитете народа. Трансформации в языковой ситуации приводят к изменениям в системе ценностей. Поэтому изучение динамики социолингвистических процессов позволит увидеть перспективу социально-нравственных процессов, тесно связанных с тенденциями в образовании и воспитании. Перспективы настоящего исследования также состоят в лингвистической документации умирающих языков и диалектов на территории Мурманской области, исследовании проблемы языкового сдвига, разработки прогнозной модели функционирования языков коренных малочисленных народов Севера, изучению проблем материнского языка в диаспорах на территории Баренц региона. Существует преподавание саамского и коми языка в школе с. Ловозеро, воскресная школа иврита в г. Мурманске, русско-немецкий центр (г. Мурманск), средняя школа № 25 г. Мурманска, где изучают культуру и быт славянских народов (русского, украинского, болгарского и белорусского). 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz