Иванищева, О. Н. Cловарь лексики духовной культуры кольских саами / авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула. – Мурманск : [б. и.] , 2012. – 146 с. – Библиогр. в подстроч. примеч.

свете ездить, ловить рыбу, рубить деревья, как он это делал во время земной жизни (ХР, 324-325; ВЛК, 57). После того как гроб опускали в могилу, засыпали землёй и устанавливали деревянное надгробие, на могиле обязательно оставляли затупленный топор, разную утварь, пищу. Это были пережитки языческого обряда (ЛУК, 117). В 1970-е годы были проведены раскопки кладбища каменских саамов. Все погребения хронологически относились к концу XIX - началу XX в. Среди намогильных сооружений в Чальмны-Варрэ выделялись два основных: наиболее старые погребения имеют овальную форму и круговую обкладку из валунов; внутри каменного овала в ногах стоит крест, надгробие в виде прямоугольного дощатого ящика из-за давности покрыто почвенным слоем. Более поздние погребения имеют прямоугольное дощатое надгробие в виде ящика с плоской или двускатной крышей и стоящим на нём в ногах крестом; с внешней стороны надгробия. У головы и ног лежит по нескольку валунов (ЛУК, 116). По захоронении вокруг могильного холма топором обводят черту, которую тем же топором пересекают несколько раз с той целью, чтобы покойник не мог перейти черту и вредить людям (ВЛК, 57). яммье сайй - место погребения, яммье сыййт, яммье ланнЬ - кладбище, город мертвых (АА). Оставшиеся при языческом своем суеверии лопари погребают славнейших своих стрельцов поблизости тех мест, где приносят богам своим жертвы (ГРГ, 56). Саамы хоронили умерших на кладбищах, возникновение которых по времени совпадает, по-видимому, с появлением у них погостов, т.е. с концом XVI - началом XVII в. Поскольку у саамских обществ было два погоста - зимний и летний, то на каждом располагалось кладбище. Если расстояния между погостами были небольшие, то имели по одному кладбищу. Места для кладбищ выбирали на высоких, сухих местах, чаще всего «за водой» (на островах, за рекой, за ручьём), так как вода считалась надёжной преградой, препятствующей возвращению умершего в мир живых. (ВЛК, 57; ЛУК, 115). Древние лопари хоронили своих умерших в лесах, на горах, по берегам рек и озёр, подальше от погоста (ХР, 323). Если же человек умер во время перекочёвок, то его хоронили недалеко от того места, где он умер (ХР, 323; АА). В этом случае над могилой ставили крест или какую другую метку (АА; РЭЙ, 236). jdmej-mhksm-sajj - кладбище (ИТК, 49). tsiekkam-saij - кладбище, место захоронения (ИТК, 661) Тематическая группа «Лексика народного искусства» Лексика песенного творчества йуук кёссей луввьт - заунывная песня (АА). кыгкэ - мурлыкать себе под нос (мелодия без слов) (АА). 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz