Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Но —вот трагедия! - именно это никак невозможно сделать. Почему? Потому что молодые этого не хотят. Потому что им это не нужно. Потому что они жаждут нарабатывать собственный опыт, набивать свои синяки и провозглашать свое понимание жизни. Можно ли на них обижаться за это? (Лит. газета, 1999, 26 мая). Возможности такого приема велики. Рвущаяся строка создает стре­ мительный ритм, динамичность, отчасти резкость: Итак, о чем я буду писать здесь? О себе. О людях, с которыми встречался. О фильмах, которые снимал. О поступках, которые совершал или не совершал. О мыслях, которые передумал (А. Кончаловский). В других случаях самостоятельно выделенные члены приобретают ироническое звучание, налет легкого юмора: Перед нами предстал сорокалетний господин... Хорошо сшитые штучные брюки. Английские желтые полуботинки на толстой подошве. Вечные. Бородка темно-русая, писательская, но более выхоленная и за­ остренная, чем у Чехова. Французская. Недаром Чехов называл его (Буни­ на) в шутку господин Букишон (В. Катаев). Иногда точка, рвущая предложение, не только несет в себе заряд экспрессии, она помогает передать нужный, новый смысл: Я и вернулся. Сруками и ногами, но хуже, чем без них (Е. Карпельцева). Ситуация такова, что жена, провожая мужа на фронт, умоляла его вернуться в любом случае - пусть калекой, все равно вернуться. В вариан­ те без точки: Я и вернулся с руками и ногами... - смысл был бы противопо­ ложный (подтверждение с помощью логического ударения: вернулся именно с руками и с ногами, как просила...). А с точкой предложение име­ ет уступительный характер (хотя с руками, но хуже, чем без них). Как видим, точка может существенно повлиять на осмысление пись­ менного текста. Однако членение текста, дробление его с помощью точек при недос­ таточности такта и меры может привести к утрате экспрессивности, к по­ явлению своего рода шаблона, стандарта. Такое злоупотребление точками воспринимается лишь как дань языковой моде. Дробление текста с помощью точек имеет определенные ограниче­ ния, связанные со смысловой стороной речи. Пренебрежение такими огра­ ничениями приводит к явным ошибкам. Отрыв членов предложения воз­ можен лишь при условии семантической самодостаточности основного предложения: Ср.: (1) Когда-нибудь люди смогут попадать в свое детство, воз­ вращаться туда хоть ненадолго, хоть на несколько часов, чтобы у каж­ дого детства был свой мемориал, где бы все было как было. Те же дере­ вья, теже дома, речка, те же запахи трав, те же книги на полке (Гранин); (2) Произведение написано в стиле. Высоком, приподнятом; 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz