Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.
Знаки отделяющие служат для отделения одних частей текста от других (точки, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Знаки выделяющие служат для обозначения границ таких синтакси ческих конструкций, которые вводятся в предложение с целью дополне ния, пояснения, раскрытия содержания одного или нескольких его членов или всего предложения в целом, а также синтаксических конструкций, со держащих название лица или предмета, к которым обращена речь или вы ражающих субъективное отношение пишущего к своему высказыванию. Выделяющие знаки всегда парные (две запятые, два тире, скобки, кавычки) [74, с. 87-88]. Б. С. Шварцкопф выделяет и другие функции пунктуационных зна ков, например, функции предупреждения и повторного предупреждения. Суть функции предупреждения состоит в том, чтобы сделать вос приятие знаков препинания в тексте определенным, однозначным. Напри мер, вопросительный и восклицательный знаки означают конец данного предложения, за ними следует уже текст нового предложения. Функция повторного предупреждения (напоминания) была свойст венна русской пунктуации в XIX веке и сохранялась почти до 30-х гг. XX века. Например, кавычки в начале каждой строки цитаты, чтобы под черкнуть цитатный характер текста: Управляющий доносит, что все означенные «восемь человек разме щены по «принадлежности на Благодатном руднике» (Записки кн. М. Н. Волконской). Н. С. Валгина отмечает, что тенденции в пунктуации можно выявить при анализе употребления отдельных знаков в современных текстах [9]. Точка Постоянная функция точки - членить текст на отдельные предложе ния, указывая на конец повествовательного предложения. Постоянная, но для нашего времени, как пишет Н. С. Валгина, не единственная. Точка се годня может разрывать грамматическую структуру, создавая тем самым определенные смысловые и интонационные акценты в высказывании при парцелляции. Парцелляция затронула как простое, так и сложное предло жение. Это явление связано со стремлением передать интонации и акцен- тированность живой речи. Как раз настало самое время собирать гильзы. С необозримых полей сражения от Черного до Белого моря (Ч. Айтматов); Мамочке купил теплый платок. Пуховый (Н. Ильина); Если бы молодость знала, если бы старость могла... Могла - что? Передать миру понимание жизни, ее устройства, опыт бытования среди людей. Поверьте, на большее старые, немощные люди не претендуют. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz