Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Знаки отделяющие служат для отделения одних частей текста от других (точки, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Знаки выделяющие служат для обозначения границ таких синтакси­ ческих конструкций, которые вводятся в предложение с целью дополне­ ния, пояснения, раскрытия содержания одного или нескольких его членов или всего предложения в целом, а также синтаксических конструкций, со­ держащих название лица или предмета, к которым обращена речь или вы­ ражающих субъективное отношение пишущего к своему высказыванию. Выделяющие знаки всегда парные (две запятые, два тире, скобки, кавычки) [74, с. 87-88]. Б. С. Шварцкопф выделяет и другие функции пунктуационных зна­ ков, например, функции предупреждения и повторного предупреждения. Суть функции предупреждения состоит в том, чтобы сделать вос­ приятие знаков препинания в тексте определенным, однозначным. Напри­ мер, вопросительный и восклицательный знаки означают конец данного предложения, за ними следует уже текст нового предложения. Функция повторного предупреждения (напоминания) была свойст­ венна русской пунктуации в XIX веке и сохранялась почти до 30-х гг. XX века. Например, кавычки в начале каждой строки цитаты, чтобы под­ черкнуть цитатный характер текста: Управляющий доносит, что все означенные «восемь человек разме­ щены по «принадлежности на Благодатном руднике» (Записки кн. М. Н. Волконской). Н. С. Валгина отмечает, что тенденции в пунктуации можно выявить при анализе употребления отдельных знаков в современных текстах [9]. Точка Постоянная функция точки - членить текст на отдельные предложе­ ния, указывая на конец повествовательного предложения. Постоянная, но для нашего времени, как пишет Н. С. Валгина, не единственная. Точка се­ годня может разрывать грамматическую структуру, создавая тем самым определенные смысловые и интонационные акценты в высказывании при парцелляции. Парцелляция затронула как простое, так и сложное предло­ жение. Это явление связано со стремлением передать интонации и акцен- тированность живой речи. Как раз настало самое время собирать гильзы. С необозримых полей сражения от Черного до Белого моря (Ч. Айтматов); Мамочке купил теплый платок. Пуховый (Н. Ильина); Если бы молодость знала, если бы старость могла... Могла - что? Передать миру понимание жизни, ее устройства, опыт бытования среди людей. Поверьте, на большее старые, немощные люди не претендуют. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz