Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

ще, чем во второй. Ученику, изучающему русский или немецкий язык, сравнительно труднее усвоить правила пунктуации. Я. К. Грот в книге «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) [21] предложил полный свод правил рус­ ской пунктуации, в котором исключалась возможность факультативного употребления знаков. В основе правил - логические отношения между со­ ставными частями предложения (вместо пауз в устной речи). Так как пау­ зы бывают неодинаковой продолжительности, то им соответствуют и раз­ ные знаки препинания. Грот предлагал изучить нормы длительности пауз и запомнить, какие знаки препинания соответствуют тем или иным паузам. Оригинальную концепцию предлагал А. М. Пешковский в книге «Школьная и научная грамматика» (1918) [45], в которой отстаивается идея необходимости строго различать при обучении языка речь устную и речь письменную, отдавая предпочтение живой, звучащей речи. Идея А. М. Пешковского поколебала синтаксическую теорию русской пунктуа­ ции. А. М. Пешковский указывал, что все знаки препинания читаются, то есть они не нуждаются в поддержке синтаксиса. Для овладения умением ставить знаки препинания следует всегда сознательно читать знаки. JI. В. Щерба отмечал двойственный характер пунктуации: фонетиче­ ский - она выражает некоторые звуковые явления; идеографический - она непосредственно связана со смыслом. 2. Определение пунктуации Теория пунктуации долго оставалась на периферии интересов языко­ знания. По мнению Б. С. Шварцкопфа в книге «Современная русская пунктуация: система и ее функционирование» [75], отсутствует теория, способная объяснить противоречивые факты практики; отсутствуют еди­ ные надежные критерии оценки таких фактов. Пунктуация понимается в узком и широком смысле слова: Узкое понимание (А. Б. Шапиро) - это основной корпус знаков пре­ пинания: Знаки «конца» - точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; Знаки «середины» —запятая, точка с запятой, тире, двоеточие; Парные знаки - двойная запятая, двойное тире, скобки, кавычки. Широкое понимание (А. А. Реформатский) - основной корпус знаков препинания + знаки пространственной и композиционной организации текста (пробелы, абзацы). Назначение пунктуации состоит в членении текста. Недаром А. П. Чехов называл знаки нотами при чтении, а К. Г. Паустовский утвер­ ждал, что знаки «держат текст», не дают ему рассыпаться. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz