Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.
ще, чем во второй. Ученику, изучающему русский или немецкий язык, сравнительно труднее усвоить правила пунктуации. Я. К. Грот в книге «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) [21] предложил полный свод правил рус ской пунктуации, в котором исключалась возможность факультативного употребления знаков. В основе правил - логические отношения между со ставными частями предложения (вместо пауз в устной речи). Так как пау зы бывают неодинаковой продолжительности, то им соответствуют и раз ные знаки препинания. Грот предлагал изучить нормы длительности пауз и запомнить, какие знаки препинания соответствуют тем или иным паузам. Оригинальную концепцию предлагал А. М. Пешковский в книге «Школьная и научная грамматика» (1918) [45], в которой отстаивается идея необходимости строго различать при обучении языка речь устную и речь письменную, отдавая предпочтение живой, звучащей речи. Идея А. М. Пешковского поколебала синтаксическую теорию русской пунктуа ции. А. М. Пешковский указывал, что все знаки препинания читаются, то есть они не нуждаются в поддержке синтаксиса. Для овладения умением ставить знаки препинания следует всегда сознательно читать знаки. JI. В. Щерба отмечал двойственный характер пунктуации: фонетиче ский - она выражает некоторые звуковые явления; идеографический - она непосредственно связана со смыслом. 2. Определение пунктуации Теория пунктуации долго оставалась на периферии интересов языко знания. По мнению Б. С. Шварцкопфа в книге «Современная русская пунктуация: система и ее функционирование» [75], отсутствует теория, способная объяснить противоречивые факты практики; отсутствуют еди ные надежные критерии оценки таких фактов. Пунктуация понимается в узком и широком смысле слова: Узкое понимание (А. Б. Шапиро) - это основной корпус знаков пре пинания: Знаки «конца» - точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; Знаки «середины» —запятая, точка с запятой, тире, двоеточие; Парные знаки - двойная запятая, двойное тире, скобки, кавычки. Широкое понимание (А. А. Реформатский) - основной корпус знаков препинания + знаки пространственной и композиционной организации текста (пробелы, абзацы). Назначение пунктуации состоит в членении текста. Недаром А. П. Чехов называл знаки нотами при чтении, а К. Г. Паустовский утвер ждал, что знаки «держат текст», не дают ему рассыпаться. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz