Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Косвенная речь может содержать компоненты прямой речи, заклю­ ченные или не заключенные в кавычки: Попов вызвал коляску, толстяк упросил Самгина «не разрушать компанию», но Самгин не имел этого намерения (Гэрький. Жизнь Клима Самгина); Склоняясь над работой, она думала о том, что никогда, пожалуй, такой длинный перегон не разделял в России двух смежных поколений (Л. Леонов. Русский лес). Всякая замена прямой речи косвенной сопровождается стилистиче­ скими изменениями. В зависимости от целей передачи чужих высказыва­ ний при переработке прямой речи в косвенную выделяются, по мнению А. Н. Гвоздева, две разновидности косвенной речи, по многом различные между собой: деловая и художественная. Деловая, или интеллектуальная, форма косвенной речи ставит целью передавать только содержание, мысли чужого высказывания, не сохраняя речевых особенностей этого высказывания. Не воспроизводя элементы ре­ чевой манеры персонажа, речь лишается своего колорита, нет эмоциональ­ ных элементов: Маляр остановился и взял меня за пуговицу: - Мисаил Алексеевич, ангел вы наш, - продолжал он, —я так пони­ маю, ежели какой простой человек или господин берет даже самый ма­ лый процент, тот уже есть злодей (Чехов. Моя жизнь); Маляр ласково говорил Мисаилу Алексееичу, что, по его мнению, вся­ кий человек, берущий проценты, является преступником. Разновидностью деловой косвенной речи является скрытая косвен­ ная речь, когда содержание чужой речи излагается автором в самом общем виде. Нередко дело ограничивается только сообщением темы или переч­ нем тех вопросов, которые затрагивались тем или иным лицом, без рас­ крытия того, что высказывалось по этим вопросам данным лицом. Сенька, стоя на коленях, вздев глаза к потолку, начал докладывать наизусть - с кого сколько было получено за вчерашний день, откуда и что привезено, кто остался должен (А. Толстой. Петр 1). Художественная, или живописная, косвенная речь характеризуется тем, что в нее вводятся слова и обороты, дающие представление о языко­ вой манере излагаемого высказывания в целях сохранения колорита чужой речи. Автор, приводя характерные выражения прямой речи, нередко со­ провождает их своей оценкой: Наконец, (Манилов) уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм ду­ ши; а мертвые души в некотором роде - совершенная дрянь (Гоголь). 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz