Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

2) глаголы со значением внутреннего состояния и чувства ( обрадо­ ваться ); 3) глаголы со значением мимики, жеста, телодвижения и других вы­ ражений внутреннего состояния говорящего ( показать ); 4) глаголы мысли ( подумать ); 5) глаголы со значением слушания (восприятия) ( почувствовать ). Слова автора представляют собой предложения, не законченные по смыслу. Этому соответствует и интонационная незаконченность. Есть включенная прямая речь. Это прямая речь, которая входит со­ ставной частью в прямую речь персонажей: - А я-то, дурак, шел из Москвы и думал, призовет меня барыня и скажет: Сыграй мне, Иван, на гармонии штучку (Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина). М. К. Милых в докторской диссертации «Конструкции с прямой ре­ чью в современном русском языке» [41] проводит параллель конструкций с прямой речью и сложноподчиненного предложения. Она указывает, что связующая роль слов автора (М. К. Милых назы­ вает слова автора ремаркой) сходна с ролью относительных слов в струк­ туре сложноподчиненного предложения. М. К. Милых считает, что есть основания рассматривать ремарку в системе формальных элементов языка, как и другие служебные элементы (предлоги, союзы, связки), выражающие отношения между частями син­ таксической конструкции. Ремарка может опускаться, особенно в диалоге. В истории конструкций с прямой речью в русском языке наблюда­ ются некоторые изменения в расположении ее составных частей. В первых письменных памятниках слова автора стоят перед прямой речью и сохра­ няют такое положение на протяжении XVII века. Но с развитием художе­ ственной литературы слова автора все чаще стали занимать место в сере­ дине прямой речи и после нее. В ней усилилась оценочная роль. 2. Косвенная речь Косвенная речь - это форма чужой речи, которая строится на основе непосредственного высказывания, но передается от лица автора (или рас­ сказчика) формой придаточного предложения или оборотами внутри про­ стого предложения, в большинстве случаев с различной степенью сокра­ щения, с лексическими заменами, что влечет за собой изменение интона­ ции, в косвенной речи преобладает стиль автора (или рассказчика). Конструкции с прямой и косвенной речью соотносительны: они дву­ членны, состоят из вводящей и комментирующей авторской части и вве­ денной - чужой речи. В конструкции с прямой речью предложения прямой речи синтакси­ чески свободнее, поэтому они могут строиться в соответствии с формами 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz