Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.
тонационной оформленности, обладает свойством грамматического един ства [60, с. 37]. В литературе обсуждается вопрос об отличии сложного предложения от простого. В. А. Белошапкова указывает на два различных толкования природы сложного предложения: первое - сложное предложение понима ется как соединение, сочетание, сцепление предложений (А. М. Пешков- ский, А. А. Шахматов); второе толкование - сложное предложение едино, части его не являются предложениями (В. А. Богородицкий, Н. С. Поспе лов) [3, с. 158-160]. Рассмотрим эти позиции подробнее. А. М. Пешковский отвергает термин «сложное предложение», так как, по его мнению, он называет несколько предложений одним предложе нием и тем создает путаницу. Сравнивая с термин «сложное предложение» с термином «союзное» или «федеративное государство», ученый отмечает, что во втором случае принцип слияния мелких единиц в крупные остается на всех ступенях один и тот же (федеративное государство обладает в пре делах федерации той же верховной властью, какой обладает каждое из со ставляющих его государств в своих пределах), а в первом случае - прин цип слияния меняется: сложные предложения строятся по принципу про стого нанизывания одних предложений на другие (кроме случаев сложно подчиненных предложений). Соединение предложений в сложные целые происходит при помощи союзов. Кроме союзов, оно может выражаться и некоторыми полными словами, которые берут на себя роль союзов (союз ные слова). Сложное целое, по А. М. Пешковскому, имеет также свою ин тонацию и свой ритм. Пауза привлекает особое внимание А. М. Пешков- ского. Он разделяет паузы внутри сложного целого и паузы между слож ными целыми. Паузы внутри сложного целого, по А. М. Пешковскому, мо гут быть заменены союзами, так как они создают те же синтаксические от тенки, что и союзы (В тех комнатах мебель была закрыта чехлами, што ры опущены (Гончаров) - пауза может быть заменена союзом И). Паузы между сложными целыми никак не могут быть заменены союзами, и слу жат они не для соединения, а для разъединения предложений. На письме эти паузы обозначают обычно точкой, вопросительным или восклицатель ными знаками, тогда как паузы внутри сложного целого - всеми осталь ными знаками препинания (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой). Да же если следующее сложное целое начинается с союза {...вот бедная кар тина первоначального детства, о котором едва сохранил он бледную па мять. Но в жизни все меняется быстро и живо... (Гоголь)), то в данном случае, по мнению А. М. Пешковского, разъединительная сила паузы по беждает соединительную силу союза. Кроме того, важно, чтобы пауза бы ла синтаксическая, а не случайная (например, если закрыть человеку рот), физиологическая (например, чтобы набрать воздух в легкие), психологиче ская (при смущении, волнении), логическая (в лекции, где лектор при по мощи пауз обычно выделяет более трудные слова и более важные выводы). 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz