Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.
Когда кончится война... От этой отправной формулы исходили сей час все мечты людей (С. Никитин) [9, с. 195-196, 213]. Сложноподчиненные предложения, за счет своего содержания, име ют богатый текстовый потенциал. Текстообразующими потенциями пред ложений (простого и сложного) долгое время занималась проблемная группа Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена под руководством профессора С. Г. Ильенко. Были опубли кованы сборники «Функционирование синтаксических категорий в тексте» [69], «Предложение в текстовом аспекте» [53] и др. Вот некоторые выводы исследователей этой группы. Особенностью функционирования сложноподчиненного предложе ния вообще является то, что в нем заложен конфликт. И этот конфликт на ходит раскрытие в тексте: или главная, или придаточная часть (реже обе части сразу) «опрокинута» на текст, предполагает, предусматривает его. Поэтому изучение использования сложноподчиненных предложений в тексте предполагает выявление типических ситуаций их употребления в тексте. Вопросы для самопроверки или самостоятельного изучения материала 1. Каковы подходы к типологии сложноподчиненного предложения? 2. В чем специфика различных типов сложноподчиненного предложения? 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz