Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Г. В. Валимова отмечает, что модель простого предложения отража­ ет отношения между словоформами, а модель сложного предложения - от­ ношения между компонентами сложного предложения. Она выделяет следующие типы сложноподчиненных предложений усложненного типа (так она называет сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными): 1) предложения с последовательным подчинением придаточных; 2) с соподчинением (с однородным и неоднородным) [10]. Эта же классификация представлена в учебнике под ред. М. М. Разу­ мовской и П. А. Леканта [60, с. 155-156]. Учебник С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко использует термины: по­ следовательное, параллельное, однородное [59, с. 86-87]. 5. Экспрессивно-стилистические и текстовые возможности сложноподчиненных предложений В плане стилистического синтаксиса сложноподчиненного предло­ жения необходимо отметить развитие разговорного синтаксиса. В совре­ менном языке активными становятся конструкции следующего вида: 1) расчлененные конструкции, когда выделяется важное слово или часть высказывания и выносится в актуальную позицию. Говорящему еще недостаточно ясно, как он оформит свою мысль, но он знает твердо, о чем он будет говорить, и это «о чем» проще всего дать пока в независимой форме называния и уже потом соединить это представление с другим: Но что приводит в истинный восторг —так это лаконизм пушкин­ ской прозы (В. Солоухин); Ведь с чем было больнее всего расстаться — это с чудесами (М. Пришвин); 2) актуализация фрагментов сложноподчиненного предложения осуществляется за счет инверсии. О широкой распространенности преди­ кативных эквивалентов именительного темы говорят многочисленные примеры использования их в периодической печати: С кем идти, какую избрать позицию - на этом замешивались кон­ фликты и жизненные, и драматические (Коме, правда. 1978. 3 февр.); Но чтобы два ученых мужа, да еще причастных к искусству, могли так варварски отнестись к старине —это иначе как преступлением и на­ звать нельзя (С. Голицын); Эквиваленты именительного темы могут получать предельную грамматическую самостоятельность: 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz