Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Как видим, критерии разграничения местоименно-определительных и изъяснительных предложений размыты. В последующих изданиях учебника русского языка авторы уже отка­ зались от первого уровня членения сложноподчиненных предложений (не- расчлененные и расчлененные). Выделяются три группы сложноподчинен­ ных предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными (эти в свою очередь делятся на девять групп: об­ раза действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравне­ ния, уступки, следствия). Не нашлось места в названной классификации присоединительным придаточным ( Манилов все время сидел и курил труб­ ку, что тянулось до самого вечера). Они рассматриваются в упражнении к параграфу о придаточных следствия [58, с. 90]. В задании к упражнению 122 указано, что такие придаточные прикрепляются к главному союзными словами что, отчего, зачем, почему и похожи на добавочные замечания, и дан образец: Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. Учебник русского языка под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта еще более эклектичен. Термины, используемые в учебнике в § 13 «Виды сложноподчиненных предложений», - это термины структурно-семантиче­ ской классификации: определительные, изъяснительные, обстоятельствен­ ные, а суть разграничения типов - это факт буслаевской (традиционной, логико-грамматической) классификации. Авторы указывают, что типы придаточных соотносятся с группами второстепенных членов предложения, а для каждого типа указываются во­ просы к соответствующим членам предложения: определительные отве­ чают на вопросы определения, изъяснительные - дополнения, обстоятель­ ственные - обстоятельства [60, с. 74-75]. Особое внимание этот учебник уделяет присоединительным предло­ жениям, «которые нельзя назвать ни определительными, ни изъяснитель­ ными, ни обстоятельственными». Они «приближаются по значению к вставным конструкциям». Авторы указывают, что такие предложения со­ держат дополнительное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчиненного предложения и к ним нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчиненного предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части [60, с. 80-81]. В группе сложноподчиненных предложений с придаточным опреде­ лительным учебник С. Г. Бархударова, Е. С. Крючкова, Л. Ю. Максимова и Л. А. Чешко (2005) выделяют местоименно-определительные предложения ( Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи) [60, с. 45]. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz