Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

3 ) временной: Когда он увидал все это, на него на минуту напало сомнение (Л. Тол­ стой); 4) изъяснительный: Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (Пушкин); 5) условный: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись! (Пушкин); 6) уступительный: Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо (Тургенев); 7) причины и следствия: Да и день был так хорош, что нельзя было сердиться (Л. Толстой); 8) цели: Надобиться, чтобы лучше, гораздо лучше жить... (Л. Толстой). В. А. Богородицкий считается основоположником общих идей структурно-семантической классификации сложноподчиненных предло­ жений, но с этим не согласна С. Г. Ильенко. Она утверждает, что по суще­ ству В. А. Богородицкий дал классификацию семантических отношений, а не типологию сложноподчиненных предложений. Структурно-семантический подход к типологии сложноподчиненных предложений Создателем структурно-семантической классификации по праву счи­ тают Н. С. Поспелова. Позже эта классификация была усовершенствована в трудах многих его последователей - С. Е. Крючкова и JI. Ю. Максимова, С. Г. Ильенко. Наиболее завершенный вид она получила в трудах В. А. Бе­ лошапковой, а также в написанном ею разделе в Грамматике-70 [19]. В «Русской грамматике» [56] также представлена эта классификация (автор раздела - И. Н. Кручинина). Н. С. Поспелов в статье «Сложноподчиненное предложение и его структурные типы», опубликованной в 1959 году в «Вопросах языкозна­ ния» [51], сам признает то, что положение о структурной целостности сложного предложения, из которого он исходит, не ново в грамматической традиции и было хорошо сформулировано В. А. Богородицким. Н. С. По­ спелов сам называет его классификацию первым опытом классификации сложноподчиненных предложений на основе установления структурно­ смысловых соотношений между главной и придаточной частью. Основа классификации, предложенной Н. С. Поспеловым, в том, что придаточная часть может или соотноситься с главной частью во всем ее объеме, или входить в состав главной части, прикрепляясь к какому-либо ее члену и распространяя его. В первом случае сложноподчиненное предложение по­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz