Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Лекция 4 СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ План 1. Основные этапы разработки типологии сложноподчиненного предло­ жения. 2. Грамматические показатели связи в сложноподчиненном предложении. 3. Особенности некоторых типов сложноподчиненных предложений. 4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 5. Экспрессивно-стилистические и текстовые возможности сложно­ подчиненных предложений. 1. Основные этапы разработки типологии сложноподчиненного предложения Сложноподчиненные предложения изучались в русистике более двухсот лет настолько многогранно и многоаспектно, что породило мно­ жество разных классификаций. Не только классификации, но и принципы подхода тоже очень разнообразны. B. А. Белошапкова выделяет три принципа классификации сложно­ подчиненного предложения: 1) основанной на уподоблении сложноподчи­ ненного предложения в целом простому, а придаточных частей - членам предложения (Ф. И. Буслаев); 2) формальная классификация сложнопод­ чиненных предложений по средствам связи главной и придаточной частей (А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, Л. А. Булаховский, А. Б. Шапиро); 3) структурно-семантическая классификация, в основе которой лежит ус­ тановление характера соотношений между главной и придаточной частями (Н. С. Поспелов и др.). Обзор этих трех позиций можно прочитать в учеб­ нике [65, с. 748-750]. C. Г. Ильенко выделяет четыре подхода к типологии сложноподчи­ ненного предложения: 1) логико-грамматический (Ф. И. Буслаев в «Исторической грамма­ тике» в первичном завершенном виде, А. Н. Гвоздев); 2) формальный (А. М. Пешковский); 3) семантический (хотя не без учета грамматических ориентиров - В. А. Богородицкий); 4) структурно-семантический. Логико-грамматический подход Это попытка приравнять придаточное предложение к члену предло­ жения в простом предложении. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz