Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Традиционная классификация сложносочиненных предложений строится на типах союзов, которые выражают различные значения: 1) сложносочиненные предложения с соединительными союзами (и, да, и... и, ни... ни, также, тоже ); 2) сложносочиненные предложения с противительными союзами {но, а, да, зато, же, однако ); 3) сложносочиненные предложения с разделительными союзами {либо, или, либо... либо, или... или, то... то, не то... не то, то ли... то ли). Кроме того, выделяются два дополнительных типа: 1) сложносочиненные предложения с присоединительными союзами {да и, а то, не то, да и то)', 2) сложносочиненные предложения с пояснительными союзами {то есть, а именно). Эта классификация представлена и в школьной практике. Учебник по русскому языку под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта основой классификации сложносочиненных предложений видит разряд союза и его значение, выделяет сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами, а при их характеристике выделяет и грамматическое значение предложений: • сложносочиненные предложения с соединительными союзами пе­ редают разнообразные значения (последовательность событий, явлений, действий {Выпал снег, и наступили морозы ); одновременность протекания событий, действий {Чирикали воробьи, и каркали вороны ); причинно- следственные отношения {У меня заболела голова, и я остался дома) и присоединительные отношения {Все пошли в театр, и я тоже пошел))’, • сложносочиненные предложения с противительными союзами имеют значение противопоставления {Всё проходит, да не всё забывается) и сопоставления {Солнце светило, но оно не грело)', • сложносочиненные предложения с разделительными союзами обычно передают значения чередования событий {То лил дождь, то шёл снег) и взаимоисключения {Или я поступаю в институт, или надо будет уехать домой). В упражнении по теме авторы учебника предлагают школьникам найти предложения, которые совмещают разные значения [60, с. 52]. В учебнике С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко, в отличие от учебника М. М. Разумовской и П. А. Леканта, семантические оттенки, выражаемые сложносочиненными предложения­ ми, представлены более скудно (одновременность, последовательность, чередование, противопоставление) [57, с. 9]. Грамматики-60, 70 [18; 19], «Русская грамматика» [56] подходят к классификации сложносочиненных предложений с разных позиций. 4. Классификация сложносочиненных предложений 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz