Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

у него была, можно сказать, самая затруднительная, потому что (по­ этому) по колхозной должности дед Петро имел дело только с мальчиш­ ками (Паустовский) [30, с. 8-9]. Абсолютность критерия обратимости/необратимости вызывала и вы­ зывает сомнение при анализе языкового материала. Ю. А. Левицкий ука­ зывает на два вида необратимости компонентов сложносочиненного пред­ ложения: - семантическую (приводящую к изменению или утрате смысла): Она умерла, и мы похоронили ее; Небо голубое, и я не стану брать зонт. - формальную (не допускаемую правилами употребления заместите­ лей и других средств): Петя смотрит на Машу, а она на него; Книга лежит на столе, и я знаю об этом [37, с. 72]. Кроме обратимости/необратимости, сочинение/подчинение различа­ ется рядом других признаков. Например, существуют грамматические показатели сочинения/под­ чинения. Вышеупомянутая статья А. М. Пешковского легла в основу главы «Сочинение и подчинение предложений» в его книге «Русский синтаксис в научном освещении» [46], где ученый говорит о сочинении и подчинении в сложном целом, представляя типы союзов. Эта идея - различать сочинение и подчинение по наличию в них со­ ответственно сочинительных и подчинительных союзов - довольно про­ дуктивна в методическом плане. Учебник по русскому языку для 9 класса С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко [57] в параграфе «Основные виды сложных предложений» предлагает деление сложных предложений по способу соединения простых предложений: 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов (относительных ме­ стоимений и наречий); 2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов). Первая группа в свою очередь делится на сложносочиненные и сложноподчиненные в том числе на основе типов союзов/союзных слов. В учебнике под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта также акцент сделан на этом формальном критерии: в § 8 «Типы сложных предложений. Сред­ ства связи между частями сложного предложения» указывается: «В зави­ симости от наличия или отсутствия союзов сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные. Сложные предложения с союзами тоже делятся на две группы: сложносочиненные (с сочинительными сою­ зами) и сложноподчиненные (с подчинительными союзами и союзными словами)» [60, с. 41]. Действительно, критерий деления союзных предложений - тип сред­ ства связи - очень эффективен при обучении. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz