Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Такие ядерные конструкции сомнений не вызывают. Но не всегда значение и форма связи совпадают. Например: Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (Чехов). От второй части к первой можно поставить вопрос: почему хочется прожить жизнь бодро, осмысленно, красиво? Значит, в первой части со­ держится причина того, о чем говорится во второй части, заключающей следствие, вывод, который вытекает из этой причины. Причинно- следственные отношения явно подчинительные, а оформлены сочинитель­ ным союзом. (1 ) В то время как я вздремнул, взошла луна (Л. Толстой); (2) В то время как он находил ответы на ее вопросы, она придумы­ вала новые; (3) В то время как у Шацкого экзамены начались с десятого марта, у Карташева они должны были начаться в мае (Н. Гарин-Михайловский). Во всех примерах - подчинительный составной союз В ТО ВРЕМЯ КАК. Но в 1 предложении между частями выявляется временная обуслов­ ленность (когда взошла луна). Это сложноподчиненное предложение. Во 2 предложении на первый план выступают сопоставительные от­ ношения, временные отодвигаются на второй план, именно поэтому во­ прос когда? от второй части к первой задать не совсем удобно. Вместо подчинительного союза В ТО ВРЕМЯ КАК между частями можно поста­ вить сочинительный союз А, правда, при этом совсем стираются времен­ ные отношения. В примере 3 никакой временной обусловленности между частями нет, поэтому и вопрос когда? поставить вообще нельзя. Налицо сопостави­ тельные отношения между равноправными предикативными единицами, свойственные сложносочиненным предложениям. Пример 2 и 3 - это сложноподчиненные или сложносочиненные? В науке пока нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Конечно, са­ мое простое решение - признать подобные конструкции переходными от сложноподчиненных к сложносочиненным. Но это решение не снимает трудностей в разграничении сочинения и подчинения, так как почти в лю­ бой переходной, синкретичной конструкции есть признаки, которые в большей или меньшей мере сближают ее то с одной, то с другой группой. Критериев разграничения сочинения и подчинения не разработано до сих пор. Краткий обзор основных мнений в европейской и русской лин­ гвистической науке на сочинение и подчинение можно найти в учебнике A.Г. Руднева «Синтаксис современного русского языка» [55, с. 223-230]. Многие ученые указывают на ненадежность критериев, их искусствен­ ность (В. В. Виноградов, В. А. Белошапкова, М. И. Черемисина). Ср. у B. А. Богородицкого: «...обычное деление всех сложных предложений на 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz