Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Лексические элементы: С. Г. Ильенко указывает, например, на синонимические отношения: Тот, кто больше работал руками, мог меньше обдумывать то, что он делал, и соображать то, что может выйти из общей деятельности (Л. Толстой). А. Н. Гвоздев видит лексические показатели связи в элементах типа Что касается зрителей, то...; Стоит выйти за околицу, как открывает­ ся степь. 6. Сложное предложение как многоаспектная единица. Понятие о структурной схеме и парадигме сложного предложения Сложное предложение - многоаспектная единица. Это означает, что сложное предложение имеет несколько аспектов: - структурный (структурная схема сложного предложения); - содержательный (аспект грамматической семантики и конкретного лексического наполнения); - функциональный. По определению В. А. Белошапковой, структурная схема сложного предложения - это отвлеченный образец, по которому строятся минималь­ ные конструкции сложных предложений того или иного типа. Структурная схема сложного предложения изоморфна структурной схеме словосочетания и включает следующие признаки: 1) вид синтаксической связи, на основе которой образуется сложное предложение, и ее средства; 2) характеристики предикативных единиц, обязательные для того, чтобы они могли стать теми или иными частями сложного предложения, построенного по данной структурной схеме; 3) порядок частей сложного предложения относительно друг друга. Первый пункт (вид синтаксической связи), а именно вопрос о сочи­ нении и подчинении, будет рассмотрен в следующей теме. Второй пункт (характеристики предикативных единиц) включает в себя, с точки зрения В. А. Белошапковой, информацию об ограничениях, налагаемых структурой сложного предложения на характер предикатив­ ных единиц, образующих его части, например ограничения лексического состава, модальных, аспектуальных и временных значений: Доктор сидел у нас, пока ребенок не заснул; Доктор посидел у нас, пока ребенок не заснул; Доктор просидел у нас около часа, пока ребенок не заснул. Среди временных союзов многие, подобно союзу пока не, предъяв­ ляют к аспектуальным значениям частей сложного предложения те или иные требования. Так, например, все союзы «близкого, сл^ ования ( как 17 Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz