Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.
упр. 229 на с. 142, упр. 235 на с. 146, упр. 236 на с. 148). В учебнике есть материал повышенной трудности. После каждого параграфа даются зада ния, раскрывающие значение, структуру, правописание слов (СЗШ. В упр. 228 и 234 учащимся предлагается составить таблицы на употребление двоеточия и тире в бессоюзном предложении и заполнить их своими при мерами. Значительное внимание уделяется речевому аспекту темы: отраба тываются интонационные навыки (например, в упр. 215 требуется объяс нить интонацию бессоюзного сложного предложения, в упр. 217 нужно прочитать с правильной интонацией отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»); вид предложения соотносится с типом речи; учащимся предла гаются работы творческого характера типа сочинений, рассчитанных на употребление в собственной речи изучаемых структур (упр. 218 на с. 135, упр. 230 на с. 142). Материал для практических упражнений взят из худо жественной литературы, устного народного творчества, из газет. 2.3. ВЫВОДЫ Итак, сравнив программы и учебники по русскому языку для 9 кл. по теме «Бессоюзное сложное предложение», необходимо отметить, что учебники и программы В. В. Бабайцевой и М. М. Разумовской, в отличие от программы Т. А. Ладыженской, по нашему мнению, дают более глубо кие, систематизированные знания. Авторы пользуются научной термино логией, дают классификацию бессоюзных сложных предложений по се мантическому принципу, как и в научной грамматике. На наш взгляд, са мым удачным для работы в школе можно назвать учебный комплекс В. В. Бабайцевой. Во-первых, потому что весь теоретический материал школьного курса русского языка изложен в одной книгб. Основной прин цип, определяющий содержание учебника, —системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Его можно использовать не только при изучении нового мате риала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к выпу скным экзаменам. Во-вторых, классификация бессоюзных предложений основана на семантическом принципе, обучение основывается на изучен ном материале о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях и строится на сопоставлении бессоюзных конструкций с союзными. Счи таем, что это очень удачно. Школьники запомнят постановку знаков пре пинания в соответствии со значением бессоюзного предложения и смогут себя проверить, подобрав синонимичные союзные предложения. К тому же это научный подход. В-третьих, интересные и разнообразные задания в упражнениях требуют от ученика не механического выполнения (перепи сывания и расстановки знаков препинания), а позволяют размышлять, 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz