Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

упр. 229 на с. 142, упр. 235 на с. 146, упр. 236 на с. 148). В учебнике есть материал повышенной трудности. После каждого параграфа даются зада­ ния, раскрывающие значение, структуру, правописание слов (СЗШ. В упр. 228 и 234 учащимся предлагается составить таблицы на употребление двоеточия и тире в бессоюзном предложении и заполнить их своими при­ мерами. Значительное внимание уделяется речевому аспекту темы: отраба­ тываются интонационные навыки (например, в упр. 215 требуется объяс­ нить интонацию бессоюзного сложного предложения, в упр. 217 нужно прочитать с правильной интонацией отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»); вид предложения соотносится с типом речи; учащимся предла­ гаются работы творческого характера типа сочинений, рассчитанных на употребление в собственной речи изучаемых структур (упр. 218 на с. 135, упр. 230 на с. 142). Материал для практических упражнений взят из худо­ жественной литературы, устного народного творчества, из газет. 2.3. ВЫВОДЫ Итак, сравнив программы и учебники по русскому языку для 9 кл. по теме «Бессоюзное сложное предложение», необходимо отметить, что учебники и программы В. В. Бабайцевой и М. М. Разумовской, в отличие от программы Т. А. Ладыженской, по нашему мнению, дают более глубо­ кие, систематизированные знания. Авторы пользуются научной термино­ логией, дают классификацию бессоюзных сложных предложений по се­ мантическому принципу, как и в научной грамматике. На наш взгляд, са­ мым удачным для работы в школе можно назвать учебный комплекс В. В. Бабайцевой. Во-первых, потому что весь теоретический материал школьного курса русского языка изложен в одной книгб. Основной прин­ цип, определяющий содержание учебника, —системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Его можно использовать не только при изучении нового мате­ риала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к выпу­ скным экзаменам. Во-вторых, классификация бессоюзных предложений основана на семантическом принципе, обучение основывается на изучен­ ном материале о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях и строится на сопоставлении бессоюзных конструкций с союзными. Счи­ таем, что это очень удачно. Школьники запомнят постановку знаков пре­ пинания в соответствии со значением бессоюзного предложения и смогут себя проверить, подобрав синонимичные союзные предложения. К тому же это научный подход. В-третьих, интересные и разнообразные задания в упражнениях требуют от ученика не механического выполнения (перепи­ сывания и расстановки знаков препинания), а позволяют размышлять, 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz