Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

ределению грамматических основ. Задания, касающиеся непосредственно синтаксиса сложного предложения, также разнообразны. Это и простая по­ становка знаков препинания (упр. 165 на с. 80, упр. 171 на с. 83 и т.д.), и замена одного предложения на другое (упр. 171 на с. 83, упр. 177 на с. 85 упр. 190 на с. 91 и т.д.), и сравнивание (упр. 190 на с. 90, упр. 195 на с. 93), и выявление синтаксических особенностей, и определение смысловых от­ ношений в бессоюзном предложении (упр. 178 и 179 на с. 86, упр. 198 на с. 95) и т.д. В некоторых случаях даётся задание по работе над ошибками. Материал для практических упражнений взят из художественной литера­ туры и устного народного творчества. 2.2.3. УМК М. М. РАЗУМОВСКОЙ [4, с. 131-148] Учебник состоит из 3 больших разделов. Во второй раздел входит материал о бессоюзном сложном предложении. Сначала дается понятие бессоюзного сложного предложения: «Бессоюзными называются такие сложные предложения, части которых соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов» [4, с. 131]. Классификация бессоюзных конструкций в этом учебнике основана на се­ мантическом принципе, также как и в научной грамматике, и в УМК В. В. Бабайцевой, но без сопоставления со сложноподчиненными и слож­ носочиненными предложениями. Авторы условно объединяют значения бессоюзных сложных предложений в несколько основных групп в зависи­ мости от интонации и знаков препинания, с помощью которых значения бессоюзных предложений передаются на письме [4, с. 132]. В каждом параграфе дается новый материал, выделенный другим шрифтом. Все правила подкреплены примерами. При раскрытии темы в § 24, 25, 26 рассматриваются интонационные схемы соответствующих предложений, их структурно-пунктуационная модель, что облегчает ус­ воение материала. Затем идут упражнения для закрепления теории, отра­ ботки умений и навыков по новой теме. Задания к практическим упражне­ ниям довольно разнообразны. Школьникам предлагается расставить про­ пущенные знаки препинания (упр. 226 на с. 140, упр. 229 на с. 141, упр. 235 на с. 146, упр. 236 на с. 147), составить предложения (упр. 220 на с. 136), составить схемы предложений (упр. 215 на с. 133, упр. 217 на с. 135, упр. 219 на с. 135, упр. 223 на с. 138, упр. 225 на с. 139, упр. 226 на с. 140), выполнить синтаксический разбор (упр. 223 на с. 138, упр. 226 на с. 140, упр. 229 на с. 141). Даются задания на повторение орфографии (упр. 222 на с. 137, упр. 224 на с. 139, упр. 226 на с. 140, упр. 229 на с. 141). Во многих упражнениях требуется определить значение бессоюзных пред­ ложений (упр. 215 на с. 133, упр. 223 на с. 138, упр. 226 на с. 140, упр. 233 на с. 145), объяснить расстановку пропущенных знаков препинания (упр. 215 на с. 133, упр. 217 на с. 135, упр. 219 на с. 135, упр. 227 на с. 140, 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz